Эксплуатационные основы систем и устройств автоматики и телемеханики: Конспект лекций

Страницы работы

Содержание работы

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ

СИСТЕМ И УСТРОЙСТВ

АВТОМАТИКИ  И  ТЕЛЕМЕХАНИКИ

КОНСПЕКТ  ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

1.1.  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЕТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

         Ж.-д. транспорт России в настоящее время является основным видом перевозки людей и грузов. На его долю приходится около 80% грузооборота и более 40% пассажирооборота страны. Его история начинается с открытия в 1837 г. первой железной дороги общего пользования между Петербургом и Царским Селом (27 км), а в дальнейшем (в 1851 г.) первой железной дороги значительной протяженности Петербург – Москва (650 км).

          На сегодняшний день железнодорожная сеть России состоит из совокупности однопутных и многопутных линии общей протяженностью 86 тысяч км (2000 г.) и раздельных пунктов (в частности – станций). В организационном плане эта сеть подразделяется на дороги, дороги – на отделения дорог, а отделения – на диспетчерские участки. Погрузка-разгрузка, формирование-расформирование составов, прицепка-расцепка локомотивов, перевозка грузов, их хранение, обслуживание пассажиров и т.д. и т.п. составляют эксплуатационную работу ж.-д. транспорта.

          Она оценивается количественными, качественными и экономическими  показателями. К количественным показателям относятся: грузооборот ГО (т·км), пассажирооборот ПО (пассажиро·км), объем перевозок в приведенных т·км (обычно за год), который подсчитывается по формуле ОП = ГО + k·ПО, где k – коэффициент перевода пассажиро·км в т·км, и грузонапряженность (т·км на 1 км эксплуатационной длины) Г = ОП/LЭКС.

          К качественным показателям относятся: производительность подвижного состава (вагона в четырехосном исчислении, т·км/сутки нетто; локомотива, т·км брутто), оборот подвижного состава (вагона, время от одной погрузки до следующей; локомотива, время от одной выдачи из депо под поезд до следующей выдачи) и скорость движения и доставки грузов. Различают скорости: техническую (без учета стоянок на промежуточных станциях, км/ч), участковую (с учетом стоянок, км/ч) и маршрутную (от начального до конечного пункта, км/сутки).

           К экономическим показателям относятся: производительность труда ПТ = ОП/ЧЭ, где ЧЭ – численность эксплуатационного штата, себестоимость перевозок С = Э/ОП, где Э – эксплуатационные расходы, прибыль П = Д – Э, где Д – общая сумма доходов.  

          Улучшение показателей работы ж.-д. транспорта достигается при увеличении скоростей движения поездов, пропускной и провозной способности железнодорожных линий. Пропускная способность есть наибольшие размеры движения (в поездах или вагонах), которые могут быть выполнены на линии в течение определенного периода (суток или часа) в зависимости от имеющихся устройств, типа и мощности тяговых средств, рода вагонов и способа организации движения (типа графика). Провозная способность есть возможные размеры грузовых перевозок, выраженные в миллионах тонн груза, которые могут быть выполнены на данной линии в течение года.

          Эксплуатационная работа ж.-д. транспорта, как любой трудовой процесс, включает в себя три взаимосвязанных между собой цикла: планирование (П), реализацию плана (Р) и статистику (С). Основу цикла П составляет перспективный план перевозок ОАО «РЖД», с учетом которого разрабатываются планы формирования-расформирования поездов и график движения поездов, определяющие в дальнейшем деятельность всех подразделений ж.-д. транспорта. Цикл Р осуществляется командным составом, стоящим из  оперативно-распорядительных отделов ОАО «РЖД», дорог, отделений дорог, диспетчеров (ДНЦ), дежурных по станциям (ДСП) и других причастных к этому работников, с использованием соответствующих технических средств.  Цикл С предназначен для сбора сведений о выполнении плана и сопутствующих ему учетных данных с целью оперативного изменения плана или составления нового. От правильной взаимосвязи этих важнейших элементов, степени их автоматизации и механизации в значительной  мере  зависят качество и уровень эксплуатационной работы ж.-д. транспорта.

          1.2. МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ                  В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

          Рассмотрим реализацию намеченного плана в виде выполнения графика движения поездов на отдельном диспетчерском участке. Согласно ПТЭ на российских железных дорогах любое движение состава предполагает обеспечение какими-либо средствами свободности путевых участков в границах передвижения, исключения всякого рода враждебных передвижений, а в пределах станций дополнительно установку стрелок в нужное положение, после чего – подачу машинисту локомотива сигнала, разрешающего движение с определенной скоростью. Установленный при этом путь следования называется маршрутом. Различают маршруты приема, отправления, сквозного пропуска, передачи состава из одного парка станции в другой, маневровые и др. Реализация множества безопасных передвижений по различным маршрутам обеспечивается процессом оперативного управления.

Похожие материалы

Информация о работе