Шпалы. Типовые деревянные и железобетонные шпалы

Страницы работы

Содержание работы

1.3.2 Шпалы

Шпалы выполняют две основные задачи: 1) воспринимают нагрузку от рельсов и передают ее балластному слою, распределяя на значи­тельные площади; 2) шпалы прочно соединяют рельсовые нити, обеспечивая постоянство ширины колеи и устойчивость пути. На 1 км пути в СССР укладывают от 1840 до 2000 шпал (в зависимости от грузонапряженности линий) и 1600 шпал на второстепенных путях. Применяют деревянные и железобетонные шпалы. Наиболее рас­пространены деревянные шпалы (рисунок 16.3.4).

Рисунок 16.3.4 – Типовые деревянные шпалы

Они подразделяются на обрезные (А), у которых обрезаны все четыре стороны, и необрезные (Б), у которых пропилены две противоположные стороны. Кроме того, каждый вид шпал делится на три типа в зависимости от их толщины и ширины верхней и нижней постели. Тип I предназначен для укладки на главных путях, тип II – на станционных и подъездных путях, тип III – на малодеятельных подъездных путях промышленных предприятий. Длина шпал 2750 – 2800 мм. Достоинствами деревянных шпал являются их хорошая упругость, простота в экс­плуатации, небольшая стоимость. Их недостатки – сравнительно недолгий срок службы (12 – 15 лет) и большой расход древесины на шпалы.

Для предохранения деревянных шпал от гниения их пропитывают сланцевым маслом, креозитом или другими антисептиками.

На железных дорогах страны широко применяют также железобетонные шпалы.  Стандартом установлено четыре типа брусковых струнобетонных шпал. Они рассчитаны на применение рельсов Р50, Р65, Р75 с промежуточными рельсовыми скреплениями типов КБ и ЖБ на прямых и кривых (радиусом более 350 м) участках пути. На рисунке 16.3.5 показана струнобетонная шпала. Преимуществами железобетонных шпал являются длительный срок службы, сбереже­ние древесины, большие допускаемые нагрузки, обеспечение боль­шей плавности движения поездов. Однако по сравнению с деревян­ными шпалами они неупруги, хрупки и требуют осторожного обра­щения. Железобетонные шпалы, кроме того, имеют большую массу и сравнительно большую стоимость.

1 – отверстия  для   закладных  болтов,   2 – шайбы,   удерживающие   болты,

3 – стальные струны шпалы

Рисунок 16.3.5 – Типовая железобетонная шпала

Проходят эксплуатационные испытания новые виды подрельсовых оснований – легкие малогабаритные рамы, каждая из ко­торых заменяет четыре шпалы, и плитные. Они предназначены для укладки вместо шпал на грузонапряженных дорогах.

На металлических мостах рельсы укладывают не на шпалы, а на мостовые брусья. На каменных, бетонных и железобетонных мостах путь имеет балластный слой, и рельсы уложены на обычных шпалах. Кроме того, путь на мостах имеет контррельсы, уложенные внутри колеи, и охранные брусья с наружной стороны рельсовых ниток, предназначенные для предупреждения схода подвижного состава с пути и опрокидывания с моста.

Похожие материалы

Информация о работе