Системы путевой полуавтоматической блокировки. Общая характеристика и классификация систем автоблокировки. Система централизованной автоблокировки ЦАБ-АЛСО. Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН) и автостопы, страница 2

Наиболее совершенной системой интервального регулирования движения поездов является автоматическая блокировка (АБ), в которой перегон делится на ряд блок-участков, оборудованных рельсовыми цепями. Каждый блок-участок ограждается светофором, показания которого поставлены в зависимость от количества свободных впереди блок-участков. АБ позволила резко увеличить пропускную способность перегонов. Однако безопасность движения поездов в этом случае в значительной степени зависит от правильности и своевременности восприятия машинистом сигнальных показаний светофоров, что диктуется погодными условиями, рельефом местности, кривизной пути и т. п. В связи с этим системы АБ дополняются устройствами автоматической локомотивной сигнализации точечного (АЛСТ) или непрерывного (АЛСН) действия. Они позволяют заблаговременно передать в кабину машиниста закодированное сообщение о сигнальном показании впереди расположенного светофора. После его дешифрации включается соответствующий огонь на локомотивном светофоре. Поскольку машинист может искажённо воспринять сигнальные показания АЛСН, то в последнее время получили широкое распространение системы авто­матического управления тормозной системой поезда (САУТ), учитывающие сигнальный знак светофора, скорость следования , профиль пути, участки ограничения скорости, реакцию машиниста и т. п. Таким образом, современные системы путевой блокировки и авторегулировки, позволяют обеспечить высокую степень безопасности движения поездов, существенно увеличить пропускную способность перегонов, а следовательно, улучшить количественные и качественные показатели эксплуатационной работы железнодорожного транспорта.      

1. СИСТЕМЫ ПУТЕВОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ

БЛОКИРОВКИ (ПАБ)

 ПАБ относятся к системам интервального регулирования дви­же­­­­нием поездов. Основные положения ПАБ сводятся к следую­ще­му:

1. Правом на занятие межстанционного перегона служит открытое («зелёное») положение выходного светофора.

2. Открытие светофора осуществляется дежурным по станции (ДСП) после предва­рительной установки стрелок в надлежащее положение.

3. Открытие выходного светофора возможно только при отсутствии на перегоне поездов как попутного, так и встречного направлений, что контролируется устройствами автоматики .

4. Перекрытие светофора на красный огонь под воздей­ствием поезда осуществляется через посредство точечных дат­чи­ков (педалей), устанавливаемых у входных светофоров.

5. Снятие замыканий с выходных светофоров (см. п. 3) осу­ществляется ДСП соседней станции после фактического прибытия туда отправленного поезда.

           Управление выходными и входными светофорами осу­щест­­вляется с по­­мо­щью пультов, рассчитанных на совместную ра­бо­­ту с маршрутно-конт­роль­ными устройствами (МКУ). Блокировка между станциями осуществляет­ся по двух­­проводной цепи, в которую включены линейные реле Л; реле при­бы­тия отправленного поезда ПО и реле дачи прибытия ДП, различающиеся по направлениям (чётное – Ч, нечётное – Н), а также телефоны ДСП (рис. 1.1).

Порядок действий ДСП и последовательность работы отдельных схемных узлов при отправлении чётного поезда следующие:

1. ДСП станции Б делает запрос по телефону у ДСП станции А на отправление поезда.

2. ДСП станции А разрешает установку маршрута, нажимая кнопку согласия на отправление ЧСО (рис. 1.2), в результате срабатывает реле ЧДС, которое своими контактами под­ключает в линейную цепь батарею станции А прямой поляр­но­сти. Перемещением кнопки ЧСО на себя можно отменить согласие.

Рис. 1.1. Схема полуавтоматической автоблокировки ПАБ

Рис. 1.2. Включение линейной цепи батареи станции А

Хотя током обтекаются реле ЧПО и ЧЛ, ампервитков для сра­батывания хватает только для реле ЧЛ. Последнее своими кон­так­­тами даёт сигнализацию ДСП ст. Б и настраивает на станции Б управление входными светофорами (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Схема управления светофорами

3. ДСП станции Б даёт стрелочнику указание на приго­то­в­ле­ние маршрута отправления с нужного пути.