Реформирования пригородных пассажирских перевозок

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Выступление П.К. Чичагова на заседании Коллегии МПС России

21 мая 2003 г.

Особая важность реформирования пригородных пассажирских перевозок определяется их значимостью для жизни общества, так, например в 2002 г. в пригородном сообщении было перевезено 1,145 млрд. чел. и одновременной убыточностью данного вида деятельности для железнодорожных дорог (с учетом компенсаций субъектов Российской Федерации убытки по итогам 2002 г. составили 10,56 млрд. руб.).

В связи с этим, одной из первоочередных задач, стоящей перед железными дорогами, как в настоящее время, так и после формирования ОАО «РЖД» является максимальное привлечение основных заказчиков пригородных перевозок – региональных органов власти к полному покрытию текущих и капитальных расходов по данному виду деятельности.

На втором этапе реформирования эта задача будет решаться на основе создания совместных с субъектами Российской Федерации пригородных компаний. В соответствии с Программой структурной реформы пригородным компаниям будут принадлежать моторвагонный подвижной состав, моторвагонные депо, вокзалы с преимущественно пригородным движением, павильоны, платформы, кассовое оборудование, другое имущество пригородного пассажирского хозяйства. В этом случае в пригородной компании сформируется 100% доходов и более 60% расходов по пригородным перевозкам, что обеспечит высокую степень прозрачности формирования финансовых результатов в пригородном сообщении и организационное объединение всех рычагов управления в единой производственно-хозяйственной структуре.

Учредительные документы таких компаний сформируют более жесткие юридические рамки, обязывающие региональные власти участвовать в покрытии убытков от данного вида деятельности. 

Постепенное организационно-правовое выделение пригородного комплекса из состава ОАО «РЖД» обозначит вектор перехода от централизованного к региональному характеру управления данным видом деятельности. Данная тенденция обусловит принятие субъектами РФ на себя более полной ответственности за финансовые результаты пригородных перевозок, повысит их заинтересованность в росте доходов и сокращении расходов от перевозок, что в максимальной степени отвечает интересам будущей корпорации.

Как отмечено в докладе ЦЗ Ю.М. Дьяконова в настоящее время на сети железных дорог действует 37 дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

После создания ОАО «РЖД» и передачи в его состав имущества пригородного комплекса, а также при условии выделения региональными бюджетами средств, необходимых для поддержания и развития пригородных пассажирских перевозок сегодняшние дирекции могут быть трансформированы в  пригородные компании.

Департаментом реформирования железнодорожного транспорта совместно ВНИИЖТом  был проведен анализ потенциальных возможностей создания самостоятельных пригородных компаний в конкретных регионах, в ходе которого учитывались:

объемные показатели пригородных перевозок в регионе;

социально-экономическая характеристика региона;

конкурентоспособность железнодорожного транспорта в области пригородных перевозок;

экономические результаты от пригородных перевозок в регионах.

Проведенный анализ возможностей участия органов государственной власти в создании пригородных пассажирских компаний позволил определить ряд наиболее подготовленных к данному шагу регионов.

Среди регионов с крупной численностью населения - это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Свердловская, Самарская, Челябинская, Ярославская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Красноярский и Ставропольский края.

Среди менее населенных субъектов, в которых целесообразно создавать совместные пригородные предприятия, можно выделить Амурскую, Смоленскую, Тюменскую, Томскую области, Республику Коми.

Для указанных регионов характерна значительная доля железнодорожного транспорта в обслуживании населения, высокая транспортная подвижность населения, при этом бюджеты отличаются высоким потенциалом (доходы превышают расходы), а покупательная способность населения выше или на уровне среднего по России. Кроме того, в этих регионах коэффициент конкурентоспособности у железнодорожного транспорта выше, чем у автобусного (частота расписания, величина тарифов). В этих субъектах РФ отмечается относительно высокий уровень покрытия расходов от пригородных перевозок тарифом и компенсациями. Доля начисленных платежей железной дороги в налоговой части доходов бюджета вышеперечисленных субъектов РФ велика, что говорит о хорошо налаженных взаимоотношениях между субъектами РФ и железными дорогами. В большинстве этих регионов уже созданы дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, что является дополнительным положительным фактором для создания совместного с субъектом РФ предприятия по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

Похожие материалы

Информация о работе