Реформирования пригородных пассажирских перевозок, страница 2

Продолжающийся рост доходной базы региональных бюджетов, в том числе и при участии российских железных дорог, формирует основу для использования дополнительных инструментов по снижению убыточности пригородного хозяйства на втором – третьем этапах реформирования. Переход к осуществлению перевозок, как пригородной компанией, так и подразделениями ОАО «РЖД» на основе  государственного заказа в рамках заключаемых с субъектами РФ контрактов создаст предпосылки для возникновения конкуренции между перевозчиками за право осуществления перевозок и окажет влияние на снижение расходов по эксплуатации пригородного комплекса.


Параметры, по которым оценивались регионы в ходе анализа

Ø Объемные показатели:

1.1. количество отправленных пассажиров в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте на территории субъекта Российской Федерации;

1.2. доля железнодорожного транспорта в обеспечении пригородных перевозок в регионе;

1.3. численность населения региона, в том числе городского;

1.4. площадь территории субъекта Российской Федерации;

1.5. транспортная подвижность населения региона;

1.6. парк личных автомобилей на территории субъекта Российской Федерации.

Ø Социально-экономическая характеристика региона:

2.1. доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

2.2. расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

2.3. дефицит (профицит) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

2.4. трансферты  из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации;

2.5. денежные среднедушевые расходы населения субъекта Российской Федерации;

2.6. коэффициент покупательной способности доходов населения субъекта Российской Федерации.

Ø Оценка конкурентоспособности железнодорожного транспорта в области пригородных перевозок:

3.1. пригородные тарифы на железнодорожном и автомобильном транспорте на территории субъекта Российской Федерации;

3.2. коэффициенты конкурентоспособности железнодорожного и автомобильного транспорта на территории субъекта Российской Федерации.

Таблица 3

Пример ранжирования конкурентоспособности различных видов транспорта

на отдельном сегменте транспортного рынка пригородных пассажирских перевозок

Параметр конкурентоспособности

Железнодорожный транспорт

Автобусный транспорт

1

Полная стоимость поездки, руб.

100

100

2

Суммарная продолжительность поездки

1

1

3

Удобство расписания

1

1

4

Точность выполнения расписания

2

1

5

Комфортабельность поездки

1

1

Итого по пункту 2-5

5

4

Для данных таблицы 1 коэффициент конкурентоспособности равен:

-  железнодорожный транспорт           5 / 100 = 0,05 баллов/руб.,

-  автомобильный транспорт                4 / 100 = 0,04 баллов/руб.

Ø Экономика пригородных железнодорожных перевозок:

4.1. доходы от продажи билетов в пригородном сообщении на территории субъекта Российской Федерации;

4.2. расходы от пригородных перевозок на территории субъекта Российской Федерации;

4.3. убытки от пригородных перевозок на территории субъекта Российской Федерации;

4.4. процент покрытия расходов от пригородных перевозок доходами от продажи билетов на территории субъекта Российской Федерации;

4.5. компенсации субъекта Российской Федерации на покрытие убытков от пригородных перевозок;

4.6. процент покрытия расходов от пригородных перевозок доходами от продажи билетов и компенсациями на территории субъекта Российской Федерации;

4.7. процент покрытия убытков от пригородных перевозок компенсациями на территории субъекта Российской Федерации;

4.8. начисленные и фактические платежи железной дороги в бюджет субъекта Российской Федерации.

4.9. сальдо финансовых взаимоотношений железной дороги с субъектом Российской Федерации.

4.10. процент платежной дисциплины железной дороги в финансовых взаимоотношениях с субъектом Российской Федерации.