Реформирования пригородных пассажирских перевозок

Страницы работы

Содержание работы

Выступление П.К. Чичагова на заседании Коллегии МПС России

21 мая 2003 г.

Особая важность реформирования пригородных пассажирских перевозок определяется их значимостью для жизни общества, так, например в 2002 г. в пригородном сообщении было перевезено 1,145 млрд. чел. и одновременной убыточностью данного вида деятельности для железнодорожных дорог (с учетом компенсаций субъектов Российской Федерации убытки по итогам 2002 г. составили 10,56 млрд. руб.).

В связи с этим, одной из первоочередных задач, стоящей перед железными дорогами, как в настоящее время, так и после формирования ОАО «РЖД» является максимальное привлечение основных заказчиков пригородных перевозок – региональных органов власти к полному покрытию текущих и капитальных расходов по данному виду деятельности.

На втором этапе реформирования эта задача будет решаться на основе создания совместных с субъектами Российской Федерации пригородных компаний. В соответствии с Программой структурной реформы пригородным компаниям будут принадлежать моторвагонный подвижной состав, моторвагонные депо, вокзалы с преимущественно пригородным движением, павильоны, платформы, кассовое оборудование, другое имущество пригородного пассажирского хозяйства. В этом случае в пригородной компании сформируется 100% доходов и более 60% расходов по пригородным перевозкам, что обеспечит высокую степень прозрачности формирования финансовых результатов в пригородном сообщении и организационное объединение всех рычагов управления в единой производственно-хозяйственной структуре.

Учредительные документы таких компаний сформируют более жесткие юридические рамки, обязывающие региональные власти участвовать в покрытии убытков от данного вида деятельности. 

Постепенное организационно-правовое выделение пригородного комплекса из состава ОАО «РЖД» обозначит вектор перехода от централизованного к региональному характеру управления данным видом деятельности. Данная тенденция обусловит принятие субъектами РФ на себя более полной ответственности за финансовые результаты пригородных перевозок, повысит их заинтересованность в росте доходов и сокращении расходов от перевозок, что в максимальной степени отвечает интересам будущей корпорации.

Как отмечено в докладе ЦЗ Ю.М. Дьяконова в настоящее время на сети железных дорог действует 37 дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

После создания ОАО «РЖД» и передачи в его состав имущества пригородного комплекса, а также при условии выделения региональными бюджетами средств, необходимых для поддержания и развития пригородных пассажирских перевозок сегодняшние дирекции могут быть трансформированы в  пригородные компании.

Департаментом реформирования железнодорожного транспорта совместно ВНИИЖТом  был проведен анализ потенциальных возможностей создания самостоятельных пригородных компаний в конкретных регионах, в ходе которого учитывались:

объемные показатели пригородных перевозок в регионе;

социально-экономическая характеристика региона;

конкурентоспособность железнодорожного транспорта в области пригородных перевозок;

экономические результаты от пригородных перевозок в регионах.

Проведенный анализ возможностей участия органов государственной власти в создании пригородных пассажирских компаний позволил определить ряд наиболее подготовленных к данному шагу регионов.

Среди регионов с крупной численностью населения - это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Свердловская, Самарская, Челябинская, Ярославская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Красноярский и Ставропольский края.

Среди менее населенных субъектов, в которых целесообразно создавать совместные пригородные предприятия, можно выделить Амурскую, Смоленскую, Тюменскую, Томскую области, Республику Коми.

Для указанных регионов характерна значительная доля железнодорожного транспорта в обслуживании населения, высокая транспортная подвижность населения, при этом бюджеты отличаются высоким потенциалом (доходы превышают расходы), а покупательная способность населения выше или на уровне среднего по России. Кроме того, в этих регионах коэффициент конкурентоспособности у железнодорожного транспорта выше, чем у автобусного (частота расписания, величина тарифов). В этих субъектах РФ отмечается относительно высокий уровень покрытия расходов от пригородных перевозок тарифом и компенсациями. Доля начисленных платежей железной дороги в налоговой части доходов бюджета вышеперечисленных субъектов РФ велика, что говорит о хорошо налаженных взаимоотношениях между субъектами РФ и железными дорогами. В большинстве этих регионов уже созданы дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, что является дополнительным положительным фактором для создания совместного с субъектом РФ предприятия по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

Похожие материалы

Информация о работе