Основные понятия о скоропортящихся грузах. Хладотранспорт. Непрерывная холодильная цепь как организационно-техническая система. Техническое обслуживание изотермического подвижного состава. Основные правила техники безопасности при эксплуатации и ремонте холодильных установок

Страницы работы

55 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ №1

Основные понятия о скоропортящихся грузах, Определение и номенклатура скоропортящихся грузов, Структура и жизнедеятельность продукции сельского хозяйства

Хладотранспорт – это транспорт, который служит для искусственного охлаждения скоропортящихся грузов (далее “СПГ”). Доставка СПГ составляет не большую долю в общем объеме железнодорожных перевозок, но обладает очень большой социальной значимостью и поэтому представляет собой определенный участок транспортного рынка, но потом конкуренция все время обостряется.

              Номенклатура и направления перевозок основных СПГ:

  1. Рыба, морепродукты, консервы, мясо. Большой грузопоток создается в главных морских регионах страны: северо-западном, дальневосточным и направлен в центральную Россию.
  2. Овощи и молочные продукты: грузопотоки формируются в северо-западном регионе, а регионы потребления - Урал, Сибирь, Дальний Восток.
  3. Фрукты, овощи. Зарождение основного потока Юг страны (Северный Кавказ, СНГ – Украина, Молдова), регион потребления – вся страна.

       При распаде СССР нарушилась связь с бывшими республиками, откуда шел большой поток СПГ. В России производство сельскохозяйственных продуктов сократилось в 1,5 – 2 раза. Потребления мяса, молока на душу населения упало в 1,5 – 2 раза.

       В период с 1998 – 2001 гг. объем перевозок упал в 7 раз. Время оборота пятисекционных рефрижераторов возросло с 14 до 23, увеличилась себестоимость перевозок, часть объема перешла на автомобильный транспорт.

       Железнодорожный хладотранспорт нес огромные убытки от создания убыточного парка, большой себестоимости перевозки.

       МПС было вынуждено списать часть инвентаря, часть парка поставили в резерв. В середине 90х из эксплуатации были выведены 21-секционные поезда, было сокращено использование 12-вагонных секций, выведены из эксплуатации пятивагонные секции модели ZA-5, выведены вагоны – ледники, льдозаводы законсервированы.

Классификация изотермического подвижного состава

       Перевозка СПГ в вагонах требует создания таких условий, при которых грузы оставляют свои первоначальные качества.

       Для обеспечения перевозок СПГ железная дорога располагает необходимым парком изотермических вагонов.

       Изотермические вагоны можно классифицировать в зависимости от рода перевозимых грузов, способа охлаждения, от конструкции приборов охлаждения, кузова и ряда других признаков.

       От рода перевозимого груза:

       - универсальные (12,- 5-секционные)

       - специализированные

       От способа охлаждения:

        - оборудованные изоляцией, но не имеющие приборов охлаждения. В вагонах этого типа постоянство температуры обеспечивается за счет холода или тепла аккумулированного грузом и изоляцией кузова (термосы);

       - с машинным охлаждением (рефрижераторы).

       По способу охлаждения:

       - вагоны с охлаждением грузового помещения непосредственно за счет кипения хладагента в испарителе, расположенным в грузовом помещении и вагоны с рассольным охлаждением. Эти вагоны можно классифицировать так же по типу холодильной установки и по применяемому в ней хладагенту (аммиак, фреон).

       В соответствии с Соглашением о международных перевозках СПГ (пищевых продуктов) и транспортных средствах доставки, весь подвижной состав хладотранспорта подразделяется на 3 группы:

       1. Вагоны – термосы. Их кузов состоит из теплоизолированных стен, крыши, пола и дверей которые позволяют ограничивать теплообмен между окружающей средой и внутренним пространством грузового помещения.

       2. Рефрижераторный подвижной состав – многовагонные секции, а также автомобильные вагоны, имеющие общую или индивидуальную для каждого вагона энергетическую установку и источник получения искусственного холода в холодильной машине.

       3. Отапливаемые вагоны, оснащенные установками, обеспечивающими и автоматически поддерживающими заданный температурный режим грузового помещения.

       Парк универсальных изотермических вагонов в основном состоит из рефрижераторных вагонов:

       - пятивагонные секции типа РС-1 (1965 г.), РС-3, РС-4, начала 80х гг., РС-5 (конец 80х) постройки Брянского машинного завода (БМЗ);

       - пятивагонная секция типа ZB-5 постройки города Десса (Германия);

       - автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) с длиной кузова 19 и 21м типа МК4.

Общие представления о СПГ и их свойствах

Скоропортящиеся продукты питания – это продукты, которые при неправильном хранении теряют качество (внешний вид, вкус, цвет, запах, пищевую ценность). Срок хранения СПГ бывает длительный и кратковременный (время в течении которого продукт не теряет качества и товарный вид). Срок хранения зависит от рода груза, условий хранения и термообработки.

       Предельные сроки перевозки нормированы правилами перевозки груза на железнодорожном транспорте.

       В состав СПГ входят: белки, жиры, углеводы, ферменты, витамины, кислоты, вода. Эти вещества нужно сохранить при перевозке. Все скоропортящиеся грузы обладают определенными механическими теплофизическими свойствами.

Похожие материалы

Информация о работе