Нетрадиционные войны и гражданская оборона, страница 8

    Анализ результатов комплексного воздействия на при­родную среду Индокитая средств поражения, использо­ванных вооруженными силами США, показывает, что наи­больший ущерб понесли основные экосистемы полуост­рова: многоярусные тропические леса (джунгли), при­брежные мангровые леса и сельскохозяйственные план­тации. Резко ускорилась деградация почвенных экосис­тем, эрозия и латеризация почвы. Как следствие, сильно пострадал животный мир, были зафиксированы факты неблагоприятного воздействия фитотоксических рецеп­тур на человека.

    Следует отметить, что после принятия ООН в 1977 го­ду Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду открытого, преднамеренного приме­нения экологического оружия не отмечалось. Однако последствия ряда войн были тяжелыми. Например, по­сле войны Ирака против Кувейта в 1990-1991 годах оста­лись многочисленные разливы нефти на месте потушен­ных пожарищ, птичьи трупы на побережье и пожелтев­шие мангровые заросли, которые раньше были украше­нием прибрежной тропической зоны, а облака дыма и копоти, пронесшиеся над некоторыми районами Азии, оказали влияние на сезоны дождей и существенно сни­зили урожаи.

         Во время агрессии стран НАТО против Югославии в 1999 году только при бомбардировках нефтехимического комплекса в городе Панчево, находящемся на Дунае (в 20 километрах выше по течению от Белграда), в элемен­ты биосферы было выброшено 2100 тонн 1,2-дихлорэта-на - высокотоксичного продукта, используемого при про­изводстве поливинилхлорида, 8 тонн металлической рту­ти, 460 тонн мономера винилхлорида - высокотоксичного когемера диоксина, 80 тыс. тонн нефти и нефтепродук­тов, 250 тонн жидкого аммиака. До настоящего времени остаются неизученными последствия воздействия на на­селение и биосферу применённого в ходе этой войны в бомбах и ракетах низкообогащенного урана.

     Итак, нетрадиционные войны представляют серьезную опасность для населения, общества и государства в слу­чае использования невоенных средств в агрессивных це­лях. Это требует осуществления необходимых защитных мер. Их характер и объем во многом зависят от вида войн и типа применяемых в них невоенных средств.

      Укажем задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении нетрадиционных войн, решае­мые силами и средствами Единой государственной сис­темы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и гражданской обороны, в зависимости от вида войн.

      При экономической войне - разработка и осуществле­ние мер, направленных на сохранение объектов, сущест­венно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

    При информационной войне - защита информацион­ного ресурса и радиоэлектронных систем сил и средств РСЧС и ГО. Маскировка сил и средств гражданской обо­роны. Маскировка объектов экономики и инфраструктуры от разведывательных средств противника.

    Защита личного состава сил РСЧС и ГО от информа­ционно-психологического воздействия противоборству­ющей стороны. Участие в защите населения страны от та­кого воздействия в районах чрезвычайных ситуаций при­родного, техногенного и военного характера.

    При психологической войне - воспитание у личного со­става сил РСЧС и ГО патриотического сознания, любви к Родине, уважения к этническим и конфессиональным особенностям народов, иммунитета к враждебной идео­логии. Участие в защите населения страны от психологи­ческого воздействия на него противоборствующей сто­роны в районах чрезвычайных ситуаций природного, тех­ногенного и военного характера

   При экологической войне - осуществление монито­ринга, прогнозирования и оценки загрязнения (зараже­ния) окружающей среды. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся экологическому воздействию. Обеззараживание населения, техники, зданий и терри­торий. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Первоочередное жизнеобес­печение (в том числе медицинское обеспечение) насе­ления, пострадавшего в результате применения эколо­гического оружия. Подготовка граждан к действиям в случае использования такого оружия. Разработка и осу­ществление мер, направленных на сохранение потенци­ально опасных объектов.