Законодательство РФ об охране окружающей среды, страница 2

Экологический контроль (одиннадцатая глава) является системным и состоит из государственного и производственного. При этом запре­щается совмещение функций государственного экологического конт­роля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Научные исследования в области охраны ОС (двенадцатая глава) проводятся с целью социального, экономического и экологически сба­лансированного развития РФ, обеспечения экологической безопаснос­ти. Для этого необходима разработка концепций сохранения и восста­новления ОС, оценка последствий негативного воздействия на нее, разработка и совершенствование наилучших технологий и законода­тельства в области охраны ОС.

Тринадцатая глава посвящена формированию экологической куль­туры, которая согласно закону заключается в создании системы всеоб­щего и комплексного экологического образования: дошкольного, сред­него и высшего, а также послевузовского, включающего в себя профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квали­фикации (ст. 71,72).

Для формирования экологической культуры предусматривается обя­зательное экологическое просвещение (ст. 74).

Закон обязывает руководителей организаций, ответственных за при­нятие решений, иметь экологическое образование (ст. 73). Но, за его отсутствие какие-либо санкции не предусмотрены.

В четырнадцатой главе рассматриваются виды ответственности за нарушение охраны ОС (от имущественной до уголовной, ст. 75), а так­же разрешение споров в области охраны ОС (ст. 76).

Пятнадцатая глава устанавливает принципы международного сотруд­ничества в области охраны ОС.

Статья 84 (шестнадцатая глава) обязывает президента и правитель­ство РФ привести свои нормативные акты в соответствие с данным федеральным законом.

Экологический кодекс должен иметь нравственную направленность (воспитательное значение).

Участие Российской Федерации в международных соглашениях

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жа­нейро (13—14 июня 1992 г.) стала наиболее значимым экологическим событием прошлого века. В ней приняло участие более 150 государств, в т.ч. Россия. На этом форуме были подписаны конвенции по биораз­нообразию и изменению климата, подтверждено, что экология вышла по значимости на первое место, опередив даже проблему войны и мира. Принятая на конференции Декларация и сегодня не потеряла своего значения.

Некоторые важные конвенции были приняты еще до 1992 г., напри­мер — Женевская (1979) и Базельская (1989). Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (ратифи­цирована СССР в 1980 г.) предполагает развитие наблюдений за рас­пространением загрязнений, реализацию мер по сокращению оксидов серы и азота. Ратифицированная Россией в 1994 г. Базельская конвен­ция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением предполагает запрет на ввоз опасных отходов для захо­ронения или сжигания.

Из других конвенций (их почти полтора десятка) наиболее извест­ными являются следующие.

Лондонская конвенция (1972), подписанная СССР в 1976 г. — о пре­дотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материа­лов. К ней примыкает по содержанию конвенция ЕЭК (Европейской экономической комиссии) ООН по охране и использованию трансгра­ничных водотоков и международных озер (1996) и конвенция по защи­те морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ-1974), а также Бухаре­стская конвенция (1993) по защите Черного моря от загрязнения.

К важнейшим конвенциям относятся Венская (1985) об охране озо­нового слоя и Монреальский протокол (1987) по веществам, разру­шающим озоновый слой. СССР присоединился к конвенции в 1986 г., а к протоколу—в 1987 г. Для реализации решений по отказу от озоно-разрушающих веществ (ОРВ) Россия использовала фанты Глобально­го экофонда и Мирового банка, принимала собственные специальные программы, что позволило существенно уменьшить использование ОРВ. С 1 июля 2000 г. действует запрет на ввод новых мощностей по производству ОРВ.

Количественные обязатель­ства для стран, ратифицировавших конвенцию, принимались в рамках Киотского протокола (Япония, 1997 г.). По нему к 2008—2012 гг. стра­ны должны снизить выбросы «парниковых» газов на 5 % от уровня 1990 г. Россия даже сейчас не достигает этого уровня, а это означает, что у нее есть (и, возможно, сохранится) резерв. Киотский протокол разрешает торговлю резервами (квотами), и такие предложения к Рос­сии уже поступали от Канады и Норвегии.

Кроме международных экологических конвенций РФ имеет доста­точно много двухсторонних серьезных соглашений. Краткий перечень стран-партнеров по экологии:

►ЕС (только за последние 10 лет проведены четыре конференции по эколого-финансовым, правовым, энергетическим вопросам);

►США (сотрудничество по отходам, в т.ч. по проблемам здоровья, экологической безопасности и мониторинга);

►Германия (мониторинг в биосферных заповедниках, лесах, вблизи АЭС; работа по сточным водам, в том числе в С.-Петербурге);

►Нидерланды (управление обращением отходов производства и потребления; реконструкция международной биологической станции в Арктике).