Доступ к путям сообщения и издержки конечного пользователя – опыт Великобритании, страница 3

·  установления для Railtrack стимулов в отношении вместительности вагонов с целью побуждения его к продвижению использования и развития сети железных дорог. Платеж (осуществляемый оператором подвижного состава) определяется ростом количества подвижного состава на километр, для операторов по перевозкам пассажиров – доходом, получаемым от уплаты стоимости проезда, и ростом брутто тонн на километр для операторов по грузоперевозкам.

Плата за пропускную способность и стимулы в отношении вместительности вагонов заменили собой договорные сборы, согласованные с отдельными операторами в отношении дополнительных железнодорожных путей (маршрутов), созданных после приватизации, в частности, для грузоперевозок. Во избежание образования отсутствия стимулов для операторов, половина платы за пропускную способность и весь объем поощрительных стимулов не будет выплачиваться в течение второго периода проверки (пересмотра), а будет добавлен к Регулятивной имущественной базе в течение следующей периодической проверки (пересмотра). Это перекладывает часть дополнительных связанных с развитием издержек компаний-операторов подвижного состава, которые расширяют перечень своих услуг, на систему в целом, таким образом сохраняя стимулы для развития.

Пока эти сборы улучшают стимулирование Railtrack, операторы продолжают нести меньше переменных издержек на единицу продукции, связанных с железнодорожными путями (маршрутами) и, таким образом, для них еще есть стимулы расширять перечень услуг, экономическая выгода от которых может быть меньше переменных издержек на единицу продукции, которые несет Railtrack. Это происходит вследствие того, что в то время как переменные издержки на единицу продукции составляют 20% от общих расходов, переменные эксплуатационные расходы составляют всего 15% от общих издержек, поэтому переменные эксплуатационные расходы ниже переменных издержек на единицу продукции.

Считалось, что эксплуатационные режимы, созданные для первого периода проверки (пересмотра), показали свою неспособность в предоставлении адекватного стимулирования для Railtrack по снижению количества задержек, связанных с поездами. Для второго периода проверки (пересмотра) Регулятивный орган изменил режим таким образом, что были установлены приблизительно в два раза более высокие штрафные санкции/поощрительные выплаты, которые применялись, когда Railtrack был виновен в задержках.

Для первого периода проверки (пересмотра) был установлен "норматив по свободному владению" (допустимое время, в течение которого Railtrack мог "владеть" подвижным составом в целях проведения ремонтных работ). Однако, это не явилось стимулом для Railtrack по снижению времени, затрачиваемому со стороны Railtrack на содержание и техническое обслуживание. Поэтому это положение было отменено в ходе второго периода проверки (пересмотра). В настоящее время Network Rail выплачивает компенсацию за все время владения.

Специальные положения для грузоперевозок

При анализе сборов за доступ в отношении грузоперевозок в Великобритании необходимо иметь ввиду, что оказание услуг по грузоперевозкам осуществляется на железнодорожных путях, которые в основном предназначены для перевозок пассажиров. В течение многих лет товарные поезда рассматривались как малозначительные. В связи с этим, сборы за доступ к путям сообщения в отношении грузоперевозок рассматривались в ином ключе, чем те сборы, которые устанавливались в отношении услуг по перевозкам пассажиров.

В 1995 году, до приватизации, Регулятивный орган опубликовал исходные критерии для утверждения сборов за доступ товарных поездов. Критерии были следующими:

·  структура сборов должна отражать стоимость доступа к пользователям и должна позволять Railtrack возмещать свои общие специальные расходы по грузоперевозкам, которые можно избежать, плюс любой ожидаемый взнос в общие распределенные издержки (издержки, которые являются общими и для услуг по перевозке пассажиров);