Экономика и организация образования, страница 4

      Основными источниками пополнения основных средств и МБП служат:

- бюджетное финансирование;

- результаты хозяйственной деятельности (фонды, которые формирует организация);

- фонды специального назначения, формируемые за счет себестоимости;

- спонсорская помощь;

- безвозмездная передача и т.д.

      При приобретении средств за счет спецфондов необходимо проверить соответствие факта приобретения данным отчета об исполнении сметы специальных средств.

      Средства могут поступать безвозмездно от вышестоящих распорядителей кредитов, шефов, спонсоров и других организаций, о чем указывается в объяснительной записке к отчету.

4.5 Развитие трудового потенциала

      В системе образования существует следующая классификация персонала:

1. по выполняемым функциям:

- административно-управленческий персонал;

- профессорско-преподавательский состав;

- научный персонал;

- учебно-вспомогательный персонал;

- обслуживающий персонал.

2. по месту нахождения трудовой книжки:

- основные (штатные) работники;

- совместители.

3. по уровню квалификации (звания, степени, категории, классы).

      К сожалению, в последние годы в системе образования продолжается отток педагогических кадров. Так, в профтехучилищах не хватает приблизительно 4 тыс. мастеров производственного обучения и 1770 преподавателей (2003г.).

      С расширением системы образования, а также учитывая отток кадров учреждения образования все чаще используют совместительство, как форму привлечения дополнительного контингента.

      Совместители и лица, занимающие неполную должность или работающие на неполной ставке, принимаются на соответствующую часть полной единицы. Неполные единицы складываются.

Пример 4.2. На должностях обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала школы в течении года работали 5 человек, из них заведующий хозяйством и делопроизводитель каждый на полставки, а три человека на полной ставке. В статистической отчетности должно быть указано:

3 + 0,5 +0,5 = 4 штатных единиц.   

     Пример 4.3. На какую долю ставки необходимо принять ассистента, если полная годовая нагрузка ассистента составляет 850 часов. В соответствии с индивидуальной нагрузкой ассистент должен:

- провести практических занятий на 115 часов;

- индивидуальных консультаций – на 26 часов;

- проверить контрольные и курсовые работы – 84 часа;

- принять зачет – 30 часов.

Решение:

(115 + 26 + 84 + 30) : 850 = 0,3 ставки

     Пример 4.4. Определить среднюю численность обслуживающего персонала за квартал, если численность персонала составляла: на 1 апреля – 103 чел., на 1 мая – 108 чел., на 1 июня – 104 чел.

Решение: (103 + 108 + 104) : 3 = 105 чел.

      Если штаты и контингент в каком-либо месяце отчетного периода изменялись не с начала месяца, их списочное наличие на 1 число месяца определяется сложением показателей по списку за каждый календарный день и делением полученной суммы на календарное число дней в месяце.

     Пример 4.5. Учреждение начало работать с 1 сентября. До конца года его штат изменялся так: с 1 сентября – 100 единиц, с 10 октября – 110, с 20 октября – 120, с 1 ноября – 130. Далее изменений не было.

Решение:

1. средняя численность за октябрь

единиц.

2. среднегодовое число персонала

(100 + 111 + 130 + 130) : 12 = 39 единиц.

      Труд преподавателей является особым видом деятельности, который требует специфических форм мотивации.

Таблица 4.3 – Пирамида мотивации труда педагогических работников.