Экономика и организация здравоохранения. Структура учреждений здравоохранения. Основные типы лечебных учреждений. Финансирование здравоохранения, страница 5

За день клиническая лаборатория исследует 380 анализов крови. Лаборатория работает по пятидневному режиму. Определить месячный расход материалов, если стоимость 1 кг ваты 50 грн., 1 литра спирта 32 грн.

Решение:

Число рабочих дней в месяце 30 – 8 = 22 дня

Число обслуживаемых больных 22 * 380 = 8360 человек

Потребность в вате 8360 * 0,01 = 83,6 кг

Потребность в спирте 8360 * 0,005 = 41,8 л.

Расход средств на вату 83,6 * 50 = 4180 грн

Расход средств на спирт 41,8 * 32 = 1337,6 грн

Расходы на бактериальные препараты и дезинфекционные средства предусматриваются сметами санитарно – эпидемиологических станций, исходя из плана проведения профилактических прививок и дезинфекций в местах, где были выявлены инфекционные заболевания.

Расходы на медикаменты в больницах, санаториях определяются из расчета на койко – день, в амбулаторно – поликлинических учреждениях – на посещение больным врача, а в других учреждениях – по среднегодовому расходу на учреждение.

Нормы расхода на медикаменты по отдельным видам заболеваний установлены правительством, а по остальным – применяется расчетная норма, разработанная Министерством финансов и Министерством здравоохранения Украины.

Значительный удельный вес в расходах больницы занимают расходы на питание больных. Правительством Украины деференцированы нормы затрат на питание больных по отдельным видам заболеваний. Поэтому в сметах больниц число дней работы коек определяется по каждому виду коек (родильных, туберкулезных, онкологических, детских и т.д.), а также в среднем по больнице в целом.

Расходы на питание больных планируют исходя их планового количества койко-дней по отдельным профилям коек и соответствующих норм питания.

Расходы на питание медперсонала в сметах лечебных учреждений не предусматриваются.

Отличительной особенностью современного этапа развития здравоохранения являются его разгосударствление и стремительное развитие частного сектора (табл. 5.7).

Таблица 5.7 – Структура введения в эксплуатацию объектов          

               здравоохранения.

Тип объекта

1990

1995

2000

Госуд.

Негосуд.

Госуд.

Негосуд.

Госуд.

Негосуд.

Больницы

91,1

8,9

19,4

80,6

45,9

54,1

Амбулаторно-поликлинические учреждения

79,7

20,3

33,1

66,9

-

100

          Во многих странах больницы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, нередко заключают договора с частными поставщиками на стирку белья, обеспечение пациентов питанием и т.д. Это дает существенную экономию по сравнению с выполнением работ силами самой больницы.

          Государственные органы могут заключать контракты с частными учреждениями здравоохранения. Так, можно заключать контракт типа “издержки в расчете на услугу”, который предусматривает установление расценок на отдельные услуги и оплату, исходя из фактического объема. Подобные контракты зачастую необходимы, но их недостаток состоит в том, что они могут вести к чрезмерному росту затрат. Например, у больницы, заключившей такой контракт, появляется заинтересованность проводить как можно больше дорогостоящих лечебных процедур, даже если не все они объективно необходимы. В условиях информационной асимметрии такая опасность вполне реальна. Поэтому, контракты типа “издержки в расчете на услугу” предполагают тщательный, подчас дорогостоящий контроль достоверности и обоснованности объема оказываемых услуг.

          Другим вариантом является блочный контракт. ОН предусматривает фиксированную величину оплаты, независимо от объема фактически оказанных услуг (плата иногда меняется при изменении численности лиц, пользующихся правом на обслуживание, и других параметров, на которые поставщик не способен влиять). Например, больница может получать фиксированную сумму на год, а поликлиника – ассигнования, зависящие от числа жителей в зоне ее обслуживания, но не от количества фактически оказанных ею услуг. Блочный контракт освобождает заказчика (государственный орган) от бремени неопределенности, возлагая его на поставщика услуг и заставляя последнего искать резервы экономии.