Технология принятия решений. Формирование и оценка решений. Подготовка к выбору решений. Процесс принятия решения

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Технология принятия решений

1.  Формирование и оценка решений

2.  Подготовка к выбору решений

3.  Процесс принятия решения

1.Формирование и оценка решений

Основная проблема при моделировании процессов принятия решений,  состоит в том, что обязательно имеются случайные процессы, возникающие из-за влияния внешних факторов или негативно настроенных факторов внутренней среды. Факторы внутренней среды появляются вследствие появления индивидуальных предпочтений, идущих в разрез с объективными.

Механизм формирования решений – это творческий процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов задачи принятия решений:

·  Описание проблемной ситуации

·  Описание имеющихся времени и ресурсов

·  Описание имеющихся ограничений

·  Описание имеющихся целей и др

Этапы формирования решений:

1.  определить возможную область и характер решений. Здесь производится  предварительный анализ проблемной ситуации, который дает возможность определить область решения (эконом., техническ., организацион и др), которая сужается до определенных сфер управленческой деятельности.

2.  определить тип решения. Существует три типа решения:

·  стандартные решения (для типовых ситуаций)

·  решения – усовершенствования

·  оригинальные решения

наиболее используемые решения – усовершенствования, т.к. большинству экономических ситуаций, которым требуются управленческие решения, удовлетворяют типовые решения с некоторыми изменениями

Оригинальные решения используются, если нужен новый подход к разрешению проблемной ситуации. Здесь используют методы генерации идей, основанные на следующих подходах:

·  мозговой штурм

·  экспертный вывод

·  генерация альтернативных решений

Обычно генерируются несколько альтернативных вариантов решений, удовлетворяющих заданным требованиям.  Затем из них отбирают оптимальные.

3.  сформулировать крайние варианты множества решений (лучший и худший). И з множества вариантов решений необходимо сформулировать 2 крайних варианта решения. Формирование этих крайних вариантов дает шкалу, по которой можно задать оценку и направление изменения промежуточных вариантов решения для достижения максимального или ухода от минимального результата.

4.  генерация промежуточных вариантов. Здесь проводится  анализ на рациональность и достижимость возможных решений и дается качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков по каждому варианту.

5.  оценка вероятности реализации решения и сравнительная оценка предпочтений по достижению цели. В качестве критериев оценки альтернативных решений используется значение степени (вероятности) выполняемости решений. При формировании системы предпочтений при выборе решения вырабатываются критерии сравнения и оценки вариантов решения, которое необходимо использовать как на качественном, так и на количественном уровне. 

2. Подготовка к выбору решения

          При подготовке информации для описания и оценки проблемной ситуации используются некоторые типовые структуры, полнота описаний которых зависит от типа решаемой задачи.

          В качестве параметров, определяющих тип задачи и структуру ее описания, обычно используют следующие критерии:

·  количество лиц, принимающих решения (задачи индивидуального характера – одно лицо, принимающее решения задачи, типа J; задачи группового выбора – несколько лиц принимающих решения задачи, типа G )

·  наличие гипотез (альтернативных решений) по дальнейшему развитию исходной ситуации при отсутствии необходимой информации по проблеме, методологии решения или характеристике альтернативы задачи, типа S

·  наличие одного или нескольких критериев. При наличии нескольких критериев, задача типа А

Рассмотрим систему описания информации для различных типов задач:

1.  Задачи индивидуально выбора.

·  задачи, типа J. Характеризуется: одной ситуацией, одним критерием, одно лицо принимает решения.

·  Задачи, типа JS. Для задач такого типа исходная ситуация не определена. Эти задачи характеризуются одним критерием (цель), множеством альтернативных решений, множество решений вероятности их появления в зависимости от изменения влияния факторов внешней среды

·  Задачи типа JА. Эти задачи являются многокритериальными и характеризуются одной определенной ситуацией. Для каждого критерия (цели) из множества решений могут быть определены приоритеты , задающие степень важности целей при решении задач. Т.О. задачи характеризуются множеством альтернатив, множеством критериев (целей) с заданными приоритетами важности.

·  Задачи типа JSА. Эти задачи не полно определены, то есть характеризуются дополнительной системой гипотез, и многокритериальны. Имеется множество альтернативных решений, множество целей (критериев) решения с заданными приоритетами целей по их важности.

2.  Задачи группового выбора. Представляют собой процедуру решения задач экспертной группой. Экспертная группа состоит из нескольких ЛПР, каждое из которых решает одну из индивидуальных задач.

·  Задачи типа G. Характеризуются одной определенной ситуацией, наличием одного критерия выбора, но базируются на системе группового выбора. В практике управления достаточно часто встречаются ситуации, информация для описания которых является труднодоступной или полностью неизвестна. Такую проблему решают с помощью привлекаемой группы экспертов, оценивающих ситуацию и предлагающую некоторое множество альтернативных решений.

Похожие материалы

Информация о работе