Правовые аспекты реструктуризации на ж/д транспорте, страница 3

«-»: менее эффективное по сравнению с рынком использование факторов, способствующих снижению расходов; менее гибкая политика предоставления транспортных услуг; менее эффективное использование инновационного и инвестиционного капитала.

Обычным методом, который применяется для реформирования ж/дорог, является превращение их в предприятие гос. собственности, работающее на коммерческой основе, т.е. корпоратизация.

«Большой скачок».

Существует два различных подхода к коммерциализации:

- санация с последующей коммерциализацией;

- непосредственно коммерциализация.

1-й подход используется тогда, когда ж/дорога имеет жизненно-важное значение для нац. экономики, находится в относительно неплохом состоянии, и когда имеет достаточно времени и денег для проведения поэтапной реструктуризации.

2-ой подход может быть использован тогда, когда риск срыва деятельности не велик или когда расходы, которые несет правительство, намного превышают стоимость, создаваемую ж/дорогой.

Во втором случае правительство может рассчитывать на получение намного меньшей суммы от продажи, чем стоимость активов ж/дороги, в связи с рисками, на которые идет покупатель. Но, с другой стороны, правительство может рассчитывать на прекращение субсидирования ж/дороги.

На решение правительства о выборе того или иного пути коммерциализации зачастую оказывают влияние и политические мотивы.

Процесс первоочередной приватизации обычно предполагает раздел предприятия на сегменты или подразделения по роду деятельности, и может включать в себя формирование многих частных ж/д предприятий.

Применение второго способа иногда называют «большим скачком», последствия применения его сложно предсказать. Все компоненты ж/д отрасли вступают в игру сразу и не один инвестор не может быть уверен в том, кто могут стать его клиентами и какова будет структура отрасли. Покупателям не будет известна окончательная форма ж/д отрасли по завершении процесса коммерциализации. И им придется включать этот риск в свои бизнес-планы. Вследствие этого, повышенные риски значительно снизят цену, которую инвесторы готовы заплатить за компоненты отрасли, и от продажи ж/д активов правительство выручит не много. Худшим следствием применения данного подхода может быть формирование ряда относительно не больших монополий: компании, занимающиеся лизингом, одной инфраструктурной компании, компании по обслуживанию ж/д путей и прочее.

Поэтапная коммерциализация.

В противовес большому скачку многие правительства использовали подход, предполагающий первоначальную санацию. Этот подход занимает несколько больше времени, но полученная польза обычно превышает объем средств, вложенных на протяжении всего этого процесса.

Примером данного подхода является опыт британских ж/дорог. На этих ж/дорогах в течение нескольких лет приводились в порядок проектные, инженерные, вагонно-ремонтные и строй. подразделения, одновременно разрабатывалась стратегия основной ж/д деятельности, готовилась юрид. основа и положительное общественное мнение, необходимые для проведения успешной коммерциализации.

Группой экспертов был сделан вывод, что наиболее предпочтительным вариантом для Украины является вариант коммерциализации с предварительной санацией.

Выводы и рекомендации, сделанные группой экспертов Джона Винера.

Стратегия реструктуризации и коммерциализации Укрзализныци и ее основной ж/д деятельности может способствовать построению в Украине коммерчески успешной транспортной индустрии и снизить потребности в правительственном субсидировании. В соответствии с предлагаемой программой, коммерциализацию сначала должны пройти вспомогательные подразделения и предприятия Укрзализныци.

Главным образом реализация программы коммерциализации приводит в порядок фин. структуру основных компонентов системы снабжения ж/дорог Украины, а затем их приватизация.

Рекомендуется программа приватизации, которая приводит к созданию конкурирующих компаний в ряде отраслевых хозяйств, включая проектные бюро грузовых и пассажирских вагонов, основные предприятия по ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов и локомотивов. Вспомогательное обслуживание подразделения, главным образом обеспечивающие оказание соц. услуг, переводят на работу по контрактной схеме и, где возможно, эти подразделения передаются в собственность органам местной власти и предоставляют услуги широким слоям населения.