Правовые аспекты реструктуризации на ж/д транспорте, страница 2

Порядок начисления налогов определяется государствами-членами ЕС совместно с органом управления инфраструктурой и оплата за пользование инфраструктурой  производится непосредственно в органе управления инфраструктурой.

4.   После реализации требований, изложенных в директивах ЕС по ж/д транспорту возникли некоторые проблемы с их применением. В связи с этим ЕС были разработаны дополнения и уточнения к этим директивам. Они были изложены в документе, который называется Белая книга ЕС.

5.   После распада союза в связи со значительным уменьшением объемов промышленной продукции произошел резкий спад объемов перевозок. Это, в свою очередь, негативно отразилось на фин. результатах деятельности ж/дорог. Наиболее кризисными годами для ж/д транспорта стали 1996-1997 гг. Так с 90-го года до 1997г. кол-во т-км грузоперевозок сократилось с 488 млрд. до 160 млрд., т. е. на 67%, а кол-во пассажиро-км снизилось 82 млрд. до 55 млрд., т.е. на 33%. Это произошло из-за резкого спада спроса на услуги ж/дорог. Тенденция на ж/д транспорте стала отражением общего кризиса в стране. За это время уровень промышленного производства снизился примерно на 50%.

Для решения вопроса выхода из кризиса укр. ж/дорог, а так же разработке перспектив развития ж/д транспорта Украины была приглашена группа ученых во главе с Джоном Винером. Этой группой был проведен детальный комплексный анализ ситуации, сложившейся на ж/д транспорте Украины. Исследователи выявили, что в 96-97 гг. Укрзализныця понесла убытки в грузоперевозках так же, как и в пассажироперевозках. Убытки по основной деятельности составили в 96г. – 294 млн. грн и в 97г. – 860 млн. грн. В связи с этим были предложены следующие шаги по ликвидации убыточности перевозок:

1)  сокращение перечня и объема предоставляемых услуг;

2)  правительственная поддержка обязательных услуг, которые являются убыточными;

3)  повышение тарифов;

4)  повышение эффективности и сокращение расходов;

В грузовых перевозках рекомендовалось уделять больше внимания устранению убыточных услуг и сокращению расходов, поскольку на правительственную поддержку особенно рассчитывать не приходилось, в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране, а повышение тарифов в условиях слабой экономики мало вероятно и не желательно.

Для того, чтобы сократить расходы, которые увеличились за счет постоянных затрат на единицу, необходимо было ликвидировать убыточные основные средства и рабочую силу, и привести их в соответствие с образовавшимися объемами перевозок.

Еще одной проблемой, связанной с проведением реформирования на ж/д транспорте, стало отсутствие инвестиций. Поскольку основным собственным источником финансирования является прибыль предприятия, а в кризисный период она отсутствовала. Со стороны государства также инвестиции не поступали.

В стратегии коммерциализации были выделены ключевые элементы реструктуризации и коммерциализации ж/д транспорта:

* приведение основных средств в соответствие с проектными целями;

*приведение ресурсов (трудовых и материальных) в соответствие с проектными целями;

* разработка совместной с правительством программы, предусматривающей погашение задолженностей, оплату убыточных транспортных услуг и позволяющей ж/дорогам стать более эффективными;

*правительственная поддержка перемен на ж/д транспорте через обеспечение выходных пособий излишним рабочим, разрешение изменений в условиях работы служащих и поддержку умеренных инвестиций в новые технологии и методы работы;

*изменение менталитета управленцев, поощрение независимого мышления, новых идей и способов деятельности, направленных на экономию денег, а также более рациональное использование основных средств и ресурсов.

Экспертной группой были выделены несколько подходов для реформирования ж/дорог, которые охватывали широкий спектр действия: от сохранения гос. собственности, до немедленной приватизации и коммерциализации.

Сохранение гос. собственности.

«+»: сохранение контроля за ж/д ресурсами, что обеспечивает непосредственное развитие в масштабах страны, позволяет удержать на низком уровне цены и гарантирует предоставление услуг для общества. Также гос. собственность имеет тенденцию к сохранению уровня занятости на ж/д.