Народное хозяйство и религиозная личность. Этика в православии. Православие и хозяйственная жизнь. Основные проблемы теории прогресса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

«Народное хозяйство есть результат индивидуальной деятельности личностей, а развитие производительных сил есть творчество народа в хозяйственном отношении, до известной степени есть  тоже феномен его духовной жизни»

Разделение труда на производительный и непроизводительный, которое произвел А.Смит, и тем самым разделение экономической и духовной деятельности «смущает до сих пор экономическую мысль», которая и так «страдает чрезмерным механизированием хозяйства». Хозяйство не может быть только механизмом, но является живым творческим началом . с. 182

Хозяйствующая личность есть самостоятельный фактор хозяйства…Хозяйство есть взаимодействие свободы, творческой инициативы личности и механизма, железной необходимости, есть борьба личности с механизмом природы и общественных форм в целях их приспособления к потребностям человеческого духа. Одним словом, хозяйство ведет хозяин…В душе человека рождаются различные мотивы, как своекорыстные, так и идеальные, и политическая экономия никоим образом не должна вычеркивать из круга своего внимания мотивы второго рода. При определении этого рода мотивов должны учитываться и идеальные ценности, в частности и такие факторы как религия. Религия, как фактор экономического развития, поскольку она есть фактор в образовании личности, вводится таким образом в круг изучения экономической жизни. с 183 Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

Булгаков, ссылаясь на ряд исследований по мировоззрению русского крестьянства, пишет о том, что труд  в сознании русского крестьянства  воспринимается не только как подневольная тягота, но как исполнение религиозных и нравственных обязанностей. Булгаков приводит примеры отношения к труду, сложившиеся в западном и восточном монашестве, подчеркивая религиозно-нравственную мотивацию труда (труд ради Христа, ради ближнего), его воспитательное значение ( борьба с праздностью и пороками, которые она порождает, воспитание твердости духа, деятельной любви к ближнему и т.п.), а также влияние монастырского образа жизни и монастырского  хозяйствования на становление народного хозяйства средневековой Европы, европейской культуры, а также на освоение и хозяйственное преображение труднодоступных территорий России. (185-188)

Булгаков приводит суждение Федора Студита, устав которого получил руководящее значение для восточных монастырей. Федор Студит пишет о том, что труд ради других, с отсечением своей воли , с терпением и перенесением тягот и желанием с любовью послужить братии, уподобляет христианина мученикам и даже Самому Господу. И поэтому , обращаясь к монахам пишет: «Благодушествуйте же, трудитесь!»  с. 186 Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

Он характеризует внутреннюю связь, установившуюся между кальвинизмом и капитализмом. Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

«высшее благо для капиталистической этики состоит в накоплении богатства, рассматриваемого как самоцель» - капиталист считает себя обязанным перед своим имуществом и рассматривает его увеличение как профессиональный долг с 190

Корень этого духа капитализма в учении протестантизма центральный догмат всех протестантских исповеданий выражается в понятии «Beruf», которое обозначает религиозное призвание к своей профессии (латино-католические народы, русский, классическая древность не имеют подобного слова).Это слово заимствовано из Лютеровского перевода Библии ,при передаче текста из книги Иисуса Сираха, ХІ, 20-1 соответствующее место русского перевода «Веруй Господу и пребывай в труде(=«Beruf») своем» с.191

Протестантизм рассматривает исполнение мирских обязанностей, профессиональную деятельность как религиозную деятельность, как духовное занятие.

«Состояние избранности нельзя определить ни по каким внешним или внутренним признакам, как и нельзя его ничем достигнуть, но оно выражается в известных чертах поведения. Считать себя избранными за отсутствием возможности доказать противное , должны все и самое сомнение в этом следует отгонять, как дьявольское наваждение; проверять же состояние избранности можно,  только следя за своим поведением, неусыпным самоконтролем «щупанием себе пульса»;методическая дисциплина жизни, выражающаяся прежде всего в неустанном профессиональном труде, есть первый практический вывод из учения кальвинизма. Бог кальвинизма требует прославления Его в мире святою жизнью: повседневная жизнь должна методически определяться аскетической дисциплиной……в этой мысли о необходимости удостоверения своей веры в светской профессии кальвинизм дал положительный мотив для ее развития и связал практическую этику с учением о предопределении. Вместо духовной аристократии монахов вне мира и над миром, он выставил духовную аристократию избранных Богом , от вечности святых в миру.

Похожие материалы

Информация о работе