Дополнение к теме «Международная миграция рабочей силы»

Страницы работы

Содержание работы

Дополнение к теме «Международная миграция рабочей силы»

Экономическая оценка миграции рабочей силы.

Перемещение рабочей силы из одной страны в другую вызвано межстрановыми различиями в оплате труда в странах. Заработная плата в обеих странах должна сравняться, теоретически при этом за счет более эффективного использования трудовых ресурсов совокупный продукт возрастает как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. Однако уровень з/п в первой стране вырастет, а во второй – снизится. В результате миграции РС за рубеж перемещается товар особого свойства – РС. Его принципиальное отличие заключается в том, что РС сама является фактором производства других товаров.

Страна, экспортирующая РС, получает при этом своеобразную оплату в виде переводов обратно на родину (эмигрантов). В условиях убыточности трудовых ресурсов их вывоз помогает снизить безработицу и обеспечить при этом приток средств из-за рубежа.

Порядок учета международной миграции рабочей силы.

Наиболее достоверными данными, характеризующими миграцию рабочей силы, являются показатели платежного баланса страны, в котором находят отражение денежные потоки, связанные с миграцией.

Основные три статьи, в которых отражаются денежные потоки.

1.  Трудовой доход – выплата занятым (примерно 30% доходов), здесь з/п и другие выплаты лицам-нерезидентам за работу, выполненную для резидентов, плюс выплаты резидента (пенсионные и другие отчисления в страну, откуда прибыл нерезидент).

2.  Перемещения мигрантов – (10% доходов) стоимость имущества мигрантов, которое они привозят с собой.

3.  Переводы работников – (60%) пересылка денег и товаров мигрантами на родину.

В середине 90-х годов миграционное сальдо составило примерно 1 миллион человек, что означает, что в принимающие страны приезжает на 1 миллион человек больше, чем уезжает.

Масштабы и направления МРС.

Объем ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряется сотнями миллиардов, что вполне соизмеримо с ежегодными инвестициями.

На развитые страны приходится 90% всех выплат трудового дохода и 2/3 частных переводов. Это означает, что в этих странах (США, Германия, Швейцария, …) сосредоточена основная доля временно работающих мигрантов. Именно сюда иммигрируют работники из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Во многих развивающихся странах переводы составляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Пакистан, Турция).

Социально-экономические последствия миграции рабочей силы.

Доходы страны-экспортера рабочей силы не ограничиваются только переводами из-за рубежа. В доходы могут добавляться налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны.

Сокращение расходов на образование, здравоохранение. Возвращаясь на родину, мигранты обычно привозят с собой столько же, сколько перевели (переводы денег).

Эмиграция оказывает ощутимое положительное влияние на экономику трудоизбыточных стран, сокращая масштабы безработицы. В то же время «утечка умов (мозгов)» - это серьезная проблема для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в том числе и для Украины. Но эта утечка прекращается, когда стабилизируется экономика.

Иммиграцию зачастую оценивается отрицательно, так как иммигранты сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Однако иммигранты довольно часто приносят опыт, знание, навыки. Более того, во многих странах иммигранты заполняют вакансии, на которые местные жители не претендуют.

Основные потоки миграции рабочей силы.

По экономическим причинам основные потоки мигрантов направлены из стран с низкими доходами в страны с более высокими (следовательно, с более высокой з/п). В настоящее время основными направлениями, притягивающими рабочую силу, являются:

1.  США и Канада. В США более половины мигрантов. Поэтому прирост плюс миграция.

2.  Австралия. У нее низкая плотность населения. Заинтересована в принятии иммигрантов (особенно велик приток японцев и китайцев, которых Австралия опасается, и поэтому привлекает белую расу).

3.  Западная Европа (Германия, Голландия, Франция).

4.  Ближний Восток (Израиль, Саудовская Аравия).

Государственное регулирование миграции.

Большинство развитых стран принимают меры к ограничению международной миграции потому, что распределение экономических выгод от этого далеко неравномерно (несправедливо). При этом положительный экономический эффект может уступать негативному, такому как финансовое бремя, которое эмигранты возлагают на бюджет более развитых стран.

Когда много нелегалов – проблема. Вывезти их дорого, а что с ними делать?

Проблемы международной миграции рабочей силы привели к созданию системы государственного и межгосударственного регулирования. Возникла значительно раньше, чем законы, регулирующие перемещение товаров.

Законодательства большинства стран проводят значительное различие между иммигрантом (постоянное место жительства) и не эмигрантом (нет постоянного места жительства).

Обычно государственное регулирование миграции осуществляется через принятие программ, которые финансируются из бюджета, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы либо на стимулирование реэмиграции.

Большинство принимающих стран при регулировании миграции используют селективный подход, то есть государство не препятствует тем мигрантам, которые ему нужны, и ограничивает въезд всем остальным.

Основные виды (категории) работников, которые полезны (желанны).

1.  Работники, которые готовы за минимальную з/п выполнять тяжелую, вредную, непрестижную,  грязную работу.

Похожие материалы

Информация о работе