Восточнославянская экономическая мысль: экономика в духовно-нравственном и социокультурном измерении

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

 Лекция 5 Восточнославянская экономическая мысль: экономика в духовно-нравственном и социокультурном измерении

1 Духовно-нравственноеи социокультурное измерение экономики.

2 Особенности восточнославянской экономической мысли (социокультурное измерение).

3 Относительно категории моральный капитал, развитие экономического образования и науки.

4 Философско-экономическое творчество С. М. Булгакова.

5 Экономические взгляды С. Ф. Шарапова.

6 Основные экономические идеи Д.И. Менделеева.

7 Теории кооперации М. И. Туган-Барановського, О. В. Чаянова. Учение о больших циклах М. Д. Кондратьева.                    

1 Духовно-нравственное и социокультурное измерение экономики.

Анализируя результаты преобразований, осуществлявшихся в экономике Украины на протяжении последних 20 лет, многие ученые, как зарубежные, так и отечественные, отмечают, что причины социально-экономического кризиса во многом обусловлены неправильно выбранной моделью развития экономики, общества, государства. Эта модель не учитывала  цивилизационный фактор, культурно-исторические особенности развития Украины, особенности сложившегося хозяйственного механизма, она  была скопирована с образцов преобразования  развитых западных экономик.

Цивилизационный, социокультурный фактор сейчас признается многими учеными как фактор, определяющий особенности экономического развития, фактор, который в первую очередь необходимо учитывать в ходе социально-экономических преобразований.

К сожалению, в качестве образца преобразований в Украине и России  была выбрана либеральная модель экономики, которая, противоречит национальной модели, по сути, устраняет государственное регулирование, предоставляет полную свободу  эгоизму отдельных граждан, особенно стоящих у власти, и проповедует, что экономическая деятельность имеет  единственную цель – материальное обогащение. В этой модели человек низводится до выгодного ресурса получения прибыли. «Моральным» признается все то, что выгодно, а сама нравственность всеми возможными способами искореняется  из экономической науки и практики экономической жизни, из сознания граждан, прежде всего молодежи.

Большинство субъектов экономической деятельности, представителей власти, управленцы, а также наше будущее – студенты, получающие профессии экономистов, менеджеров, государственных управленцев, уже не понимают другой экономики кроме той, которая имеет целью получение прибыли.

Благодаря такой  модели “экономического чуда” в 90-е годы советский ВВП Украины  сократился на две трети, а соотношение богатых и бедных составляет  1: 40, при критическом значении этого  показателя  1:10. Формула такого «чуда» заключалась в безнравственности экономической деятельности:   крупномасштабном разворовывании общенародной собственности властной элитой, разрешавшей рядовым украинским гражданам подворовывать «в особо малых размерах».

За 20 лет такого «ведения хозяйства» коррупция стала в Украине тотальной. По результатам  общенационального исследования 2007 г. «Состояние коррупции в Украине»  67% опрошенных украинцев, которые имели дело с государственными должностными лицами на протяжении последних 12 месяцев, отмечают, что были непосредственно втянуты в коррупционные действия в той или другой форме. При этом от трети и до половины респондентов утверждали, что должностные лица требовали взяток, другие  давали добровольные взятки в тех секторах и институциях, где взятка воспринимается как что-то само собой разумеющееся.

Поражает то, что большинство респондентов считают, что коррупция является оправданной в большинстве ситуаций для решения разных вопросов (52%).То есть,  коррупцию рассматривают как обычный способ выживания и деятельности в Украине. Это свидетельствует о критических изменениях в общественном сознании. Таким образом, фактор морали, честности  стал забытым фактором экономики и в экономической теории, и на практике.

Руководствуясь чужими моделями развития, Украина зашла в тупик. И украинские и российские реформаторы нарушили закон необходимости цивилизационной  (социокультурной) идентичности развития социально-экономических систем, в том числе экономического развития та закон соответствия экономических преобразований моральным принципам, сформированным в определенной цивилизации, то есть принципам христианской морали.  Чтобы преодолеть кризис, Украине и России необходимо выработать свой путь социально-экономического  развития, отражающий особенности культуры, истории наших народов. Путь, который базируется на духовно-нравственном возрождении и видении целей экономики, прежде всего, в социальном, гуманном, духовно-нравственном измерении.

Именно поэтому сейчас весьма актуальным становиться вопрос изучения  исторического наследия восточнославянской философско-экономической мысли, которая отражала социокультурную и цивилизационную специфику хозяйственного развития России и  Украины. Стран, которые неразрывно связаны прошлым и настоящим, историей и культурой, стран, которые образуют, по Н. Данилевскому, один культурно-исторический тип – восточнославянский тип, и  основу одной  цивилизации – православной цивилизации.

Похожие материалы

Информация о работе