Цель, объект, предмет и метод логистики. Логистическая цепь. Характеристика звеньев логистической цепи. Распределительная логистика. Информационные потоки и направления автоматизации управления логистикой. Транспортная логистика

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 1

1.Цель, объект, предмет и метод логистики.2. История возникновения. 3.Сущность логистического подхода.

1.Логистика- теория и практика (методология) планирования, управления и контроля процессов движения материальных, финансовых, трудовых, энергетических и информационных потоков в человеко-машинных системах.

Логистика- наука о планировании, управлении и контроле транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями , совершенными в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Цель логистики - снижение общих затрат производственно-коммерческой деятельности в народном хозяйстве, отрасли, фирме.

Объект логистики – производственно-хозяйственная деятельность, как совокупность потоковых процессов в народном хозяйстве, отрасли, фирме.

Предмет логистики – оптимизация потоковых процессов производственно-коммерческой деятельности в народном хозяйстве, отрасли, фирме.

2. История возникновения логистики.

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с 1Х в. н. э. ( Византия) , обозначая в основном чёткую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т.е. работу, которая является значимым составляющим боевого успеха.

Приоритетное значение  вопросам логистики придавалось в армии Наполеона.

Другое направление развития логистики – экономическое. Здесь под логистикой понимается научно- практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финан-

совыми потоками  в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономики приходится на 60-70-е гг. Главные причины, по которым в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

·  Превращение рынка продавца в рынок покупателя,

·  Обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок,

·  Энергетический кризис,

·  НТП и, в первую очередь, компьютеризация управления.

3.Сущность логистического подхода.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времён. Общепризнанного же определения , которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками , как на макро-, так и на микроуровне.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток , состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория « сквозной материальный поток». В результате показатели этого потока, такие как его себестоимость, надёжность поступления, качество и др., на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило , далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный  поток. При этом обособленность предприятий – звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе  задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока  на выходе из предприятия, так же как и в первом примере , имеют случайное значение и  далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба,  приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т.е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Похожие материалы

Информация о работе