Содержание маркетингового анализа. Методы анализа внутренней среды предприятия, страница 2

Внутренняя среда рассматривается как следующая структура: производство – служба НИОКР, руководство, служба маркетинга – служба финансов, бухгалтерия. При анализе эта структура является опорной для выявления соответствия ей реальной структуры действующих фирм. Задача анализа объективно оценить потенциал фирмы, выявить ее слабые и сильные стороны, развить конкретные преимущества. Правильная оценка возможностей предприятия имеет большое значение для формирования ее стратегии в области производства и выпуска продукции. Анализ потенциала фирмы обычно включает последовательную оценку следующих составляющих: Имидж фирм – с помощью сбора внешней информации, опросов клиентов, партнеров фирма устанавливает свой образ в глазах участников рынка. Финансовое состояние фирмы – анализу полежит финансовый баланс, т.е. величина и структура доходов и расходов, активов и пассивов, показатели платежеспособности, ликвидности, рентабельности, структура источников формирования. Изучаются не просто сами показатели, а их динамика, тенденции, выявляются причины, факторы, влияющие на значение показателей, перспективы. Продукция предприятия – анализируется ассортимент продукции, объемы ее реализации, ее конкурентоспособность, оценивается качество товара, его место в сегментах рынках, спрос на него, стадии жизненного цикла. Структура предприятия и система управления – делается подробный анализ подразделения фирмы или состава служб, взаимосвязи между ними, анализ подчиненности, соответствия целям и задачам предприятия, их пропорциональность, достаточность или избыточность штата, изучается эффективность системы управления и ее гибкость. Персонал – его изучение проводится в целом и по группам работников, особо персонально изучается костяк персонала (высшее руководство, руководители служб, специалисты), оценивается численность персонала по категориям, подразделениям, структура персонала по образованию, квалификации, возрасту. Технология и оборудование – анализируется состав и структура всех основных фондов, но прежде всего технологического оборудования, его технический уровень, состояние, оцениваются применяемы технологии и их материальное, информационное и кадровое обоснование. Научно – технические задачи – анализу подлежат проводимые фирмой исследования и разработки, заказы и договора на проведение исследований и разработок, наличие прежних разработок, возможности получения научно-технической информации, приобретения лицензий. Сбыт – анализируется система каналов сбыта, организация каналов движения, их звенья, пути, средства, клиентура. Снабжение – изучаются системы доставки сырья, материалов, топлива, связи с поставщиками и расходы на рекламу. Затраты – анализируются все затраты, как текущие, так и единовременные. Анализ ведется по элементам и видам затрат, по статьям калькуляции, по подразделениям. Маркетинг – система маркетинга подлежит анализу, поскольку ею охватываются важные внешние и внутренние связи и аспекты предприятия. Изучается состояние и методы маркетингового анализа, связь внутрифирменного планирования с результатами анализа. Тщательное изучение деятельности предприятия должно завершаться выводом и рекомендацией, направленных на улучшение работы фирмы.

Анализ внутренней среды предприятия может проводиться различными методами. В мировой практике распространен метод выражения результатов анализа виде формирования сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и опасностей для фирмы. Сильными сторонами выявленными после анализа могут быть: наличие у предприятия развитой сбытовой сети, обладание большим опытом маркетинга, наличие новейшего оборудования. Слабые стороны: недостаток наличных денег, зависимость от посредников, слишком большой ассортимент продукции. Возможностями благоприятными для фирмы м.б. неудовлетворительный спрос покупателей, появление новых технологий, удешевление кредита. Опасностями: изменения поведения покупателя, сильные конкуренты, новые законодательства, ухудшение международной обстановки. Обычно сильные и слабые стороны выступают как внутренние факторы фирмы, а возможности и опасности, как факторы внешней среды.

По другому методу итоги анализа оформляются в виде профиля конкурентоспособности фирмы. Составляющие потенциала фирмы: продукция, технология, оборудование, персонал.