Организация производственного процесса во времени. Производственный цикл. Организация технического обслуживания производства и ремонт основных фондов, страница 5

Ремонтным циклом называют время между началом эксплуатации машины и ее плановым капитальным ре­монтом или время между двумя плановыми капиталь­ными ремонтами. За это время машина физически из­нашивается, и для продления срока ее службы необхо­димы восстановительные капитальные работы. В тече­ние одного ремонтного цикла осуществляют текущее обслуживание, профилактические  осмотры, текущий, средний н капитальный ремонты.

Время между двумя очередными плановыми ремон­тами оборудования (текущим и средним, текущим и ка­питальным) называют межремонтным периодом. В этот период проводят профилактические осмотры машины, количество которых зависит от конструкции каждой машины и определено инструкцией.

Ремонты оборудования в течение одного ремонтно­го цикла чередуют в определенном порядке: текущий ремонт — средний — текущий. Ремонтный цикл закан­чивается капитальным ремонтом. В некоторых случаях количество текущих ремонтов перед средним и капи­тальным ремонтами увеличивают, в  результате чего увеличивается ремонтный цикл и сокращаются расходы на ремонт единицы оборудования.

Структура ремонтного цикла  представляет собой перечень и последовательность проведения ремонтов. Она зависит от конструктивной особенности машины, сроков износа деталей и условий эксплуатации.

 Ремонтные работы выполняют рабочие, численность которых определяют по типовым нормам времени на слесарные, станочные, сварочные и другие ра­боты.

Для характеристики норм времени на ремонтные работы используют показатель группы ремонтной слож­ности. Группа ремонтной сложности представляет собой коэффициент, показывающий, во сколько раз трудоем­кость капитального ремонта машины больше трудоем­кости капитального ремонта машины-эталона. Этало­ном трудоемкости ремонта является машина, на капитальный ремонт которой затрачивается 35 чел.-ч труда[1].

Классификация машины по группам ремонтной слож­ности дает неточные результаты в расчетах численности рабочих. При отнесении машины к тем или иным груп­пам ремонтной сложности нормативы затрат увеличива­ются или уменьшаются на 35 чел.-ч, если группа ре­монтной сложности представляет собой целое число. Кроме того, группу ремонтной сложности устанавли­вают ориентировочно сопоставлением ее с группой ре­монтной сложности других машин. Поэтому индивиду­альные нормы труда на ремонт машины предпочтитель­нее.

Нормативы на ремонт устанавливают по типовым положениям. Установленные нормативы необходимо регулярно проверять путем изучения фактических данных затрат труда, причин и степени износа деталей и узлов в процессе эксплуатации машин, сро­ков службы и ремонта.

Нормативы на ремонт являются той основой, которая позволяет планировать ремонт оборудования. При пла­нировании ремонтных работ составляют план-график, определяют плановую численность рабочих и плановую себестоимость ремонтных работ.

В плане-графике определяют количество и вид ре­монтов, устанавливают сроки их проведения на осно­вании нормативов периодичности ремонтов, структуры ремонтного цикла и планового времени эксплуатации машины в течение предстоящего года. Кроме того, не­обходимы сведения о последнем ремонте машины в те­кущем году.

Количество ремонтов машины N рассчитывают по формуле:

где 12 — количество месяцев в году; КСМ средняя сменность ра­боты машины; ВМ — межремонтный период по норме, мес.

Чтобы установить сроки ремонта машины в условиях сезонного изменения объема работы, определяют дату его последнего ремонта в предплановом году, а затем набором числа смен устанавливают дату планового ремонта.

Исходя из трудоемкости ремонта и состава ремонт­ных бригад, определяют ремонтный период ТРМ

 

где H — норма времени на ремонт машины, чел.-ч; Р — количество

рабочих в бригаде; IH — индекс выполнения норм выработки ремонт­ными рабочими.

Планирование ремонтных работ на предприятии должно предусматривать совмещение ремонта оборудо­вания с его модернизацией. Ремонт и модернизация обо­рудования производятся по оперативному сетевому графику (рис. 1). При разработке сетевого графика уста­навливают последовательность работ и их продолжи­тельность, выявляют резервы времени и используют их для сокращения времени ремонта и модернизации.