Микроэкономика – это не про бактерии. В поисках управленческого Клондайка, страница 4

Но в любом случае надо заниматься созданием экономики мини-государ­ства, которым является каждая компания. Отметим немаловажный нюанс в словах г-жи Николаевой, а именно, что наличие отдельных инструментов и знание методологии расчета себестоимости – это лишь необходимое, но далеко не достаточное условие для управления микроэкономикой. Не слу­чайно многие предприятия «из бывших», имея весь этот джентльменский на­бор, проявляют сегодня абсолютную экономическую беспомощность.

Иными словами, дальше следует говорить не о формуле расчета себес­тоимости, а о процессе расчета себестоимости, в котором участвует практически вся компания и в котором проявляется искусство руководителей. О сути этого процесса рассказывает Вячеслав Кон­дратьев, генеральный директор группы «БИГ»:

– Начало этого процесса связано с выбором нормативной модели расче­та и калькуляцией плановой себестоимости – по заданным объемам выпус­ка, по центрам учета и компании в целом. Затем строится точно такая же ие­рархическая процедура, но на фактических данных, получаемых из системы управленческого учета. Благодаря такому план-фактному режиму учета се­бестоимости появляется возможность контролировать не результаты «пос­мертного учета», когда уже трудно что-либо изменить, а проводить так назы­ваемый опережающий контроль, когда ожидаемые результаты становятся за­ранее ясны. Иными словами, управлять себестоимостью – это планировать и контролировать свою себестоимость, а потом предпринимать необходи­мые действия, связанные с маркетингом, бизнес-планированием, разработ­кой новых вариантов организации производства, управлением персоналом и так далее – с тем, чтобы себестоимость вписывалась в требуемые коридоры.

Все специалисты подчеркивают, что построение такой процедуры соз­дает много проблем, в частности, отвлекает большие управленческие ре­сурсы. Однако только построив ее, можно говорить о том, что предприя­тие начало работать по-рыночному.

Экономический менеджмент включает два контура. Первый, связанный с формированием правил расчета, процессом расчета и регулированием са­мой себестоимости и других экономических показателей, можно назвать контуром нормативного регулирования. Второй, более сложный, направ­лен на установление эффективных правил игры между подразделениями (то, что в плановой экономике называлось хозяйственным механизмом управления предприятием).

Оба контура реализуются через управленческий цикл, повторяющийся во всех компонентах менеджмента: планирование, организация, учет в ре­жиме «план факт», факторный анализ отклонений, регулирование (усиление положительных факторов и ослабление отрицательных)

Компания превращается... в товарно-сырьевую биржу

О том, как должно происходить последовательное освоение менедже­рами науки себестоимости, рассказывает директор научно-производ­ственной и коммерческой фирмы «Экософт» Владимир Мицкевич:

– На любом предприятии есть три кита: производство, снабжение и сбыт. Производство – это усложненная форма купли-продажи: я покупаю комплектующие, рабочую силу, беру в лизинг оборудование и продаю то, что произвел. Так вот, я считаю, что резервы снижения себестоимости распределяются по этой цепочке примерно так: снабжение – 50 процен­тов, производство – 10 процентов, сбыт – 40 процентов.

Следовательно, в первую очередь надо заняться закупками. Представь­те ситуацию. Я приехал в ваш отдел снабжения и продал вам товар в пол­тора раза дороже, чем на рынке, оставив 10 копеек с рубля реализации вашему уважаемому снабженцу, монопольно принимающему решение, у кого брать. Или он бескорыстно, но с не меньшим ущербом для фирмы берет у старого поставщика. Отсюда вывод: он должен быть лишен моно­полизма. Бюро цен планово-экономического отдела должно выдать всю спецификацию в ценах на сегодняшний день. Организуется тендер, в ко­тором отдел снабжения будет участвовать наряду с независимыми пос­редниками, поставщиками.