Микроэкономика – это не про бактерии. В поисках управленческого Клондайка, страница 3

Конечно, в долгосрочном плане нужно ориентироваться на покрытие всех затрат. Но если у вас либо залежалый товар, либо вам кровь из носу нужно выйти на данный рынок, либо сохранить своих клиентов, то под разные маркетинговые стратегии су­ществуют конкретные варианты управленческих решений. Или та­кая ситуация: на многих россий­ских предприятиях незагружен­ные мощности. Допустим, руко­водство нашло какой-то заказ и думает, брать его или не брать. Заказчик говорит, что больше 10 рублей не заплатит, а у них се­бестоимость – 12. И заказ откло­няется. А почему? Ведь накладные расходы хочешь не хочешь, а на­до покрывать, даже просто сидя. Так, может быть, имеет смысл прокалькулировать   себестои­мость ближе к нижней границе или какой-то промежуточной, до­пустим, прямые плюс производ­ственные накладные, то есть це­ховые расходы (25-й счет)?

Иными словами, мы не привыкли нестандартно подходить к решению этого вопроса. А система «директ-костинг» – это Клондайк, огромное поле для качественно иного подхода к принятию решений и по ценообразованию, и просто по управ­лению, да, в принципе, по выживаемости предприятия. Их нужно иметь в арсенале, эти методы. Но применить их без соответствующим образом построенной учетной системы невозможно.

Микроэкономика должна быть автономной

Радует, что благодаря тихой революции, происходящей в российском бухучете, теперь можно через учетную политику применять такой вари­ант учета затрат, как списание общей суммы накладных расходов (счет 2б «Общехозяйственные расходы») в дебет счета 46 («Реализация продукции, работ, услуг»). Иными словами, калькулировать себестоимость табуретки по прямым (производственным) расходам.

Правда, существует еще одно большое «но», о котором уже упоминалось в главе нашего самоучителя, посвященной управленческому учету. Это расхождения между нормативными актами, регулирующими учет, и нало­говым законодательством. Как известно, последнее наказывает сегодня тех, кто продает продукцию по цене ниже так называемой «средней ры­ночной», объективных критериев установления которой не существует. То есть вы можете торговать хоть себе в убыток, но налог на прибыль с вас все равно будет взиматься с учетом «средних рыночных» показателей, более или менее произвольно определяемых налоговой инспекцией. Кро­ме того, такой показатель, как прибыль, в системе «директ-костинг» вооб­ще не рассчитывается, что само по себе может стать проблемой в отноше­ниях с налоговыми органами.

По сути дела, через налоговый механизм государство косвенно регулиру­ет ценообразование, не давая предприятиям идти к цене и снижению себес­тоимости от рынка. И это – объективный тормоз в развитии отечественной промышленности. Тем не менее, как считают специалисты, выход для менед­жеров найти можно и, главное, нужно: ведь конкуренция – вещь жесткая.

Первый путь – принять новую систему учета и попытаться избежать конфликта с налоговой инспекцией (понятно, что согласие последней не га­рантировано). Например, предложить расчетный вариант (то есть вне сис­темы бухучета) формирования требуемых показателей – полной фактичес­кой себестоимости и прибыли. (Вообще-то, есть различные хитрые спосо­бы внедрения новых механизмов в существующую систему учета, но тут в каждом конкретном случае необходима помощь консультантов.)

Второй путь – для тех, кто не рассчитывает на сговорчивость на­логовых органов и сторонится всяческих мутантов от российского и западного учета: использовать новую систему расчета себестоимости исключительно на внутреннем «поле». Ведь, как было показано выше, у менеджмента здесь тоже большие резервы. Так, полностью в руках компании порядок расчета экономических результатов по ЦФУ. Если строится региональная политика, можно рассчитывать себестоимость по регионам, рассматривается вопрос об ассортиментной политике – строится себестоимость по номенклатуре товаров и услуг, и так далее. То же самое относится к порядку разнесения общих затрат, то есть «на­логообложению» ЦФУ, и другим правилам игры, которые может вво­дить руководство компании в отношении подразделений, строя на этой основе их мотивацию.