Конкуренция предпринимателей но предпринимательская тайна, страница 6

Уже первые развитые организационная форма монополии - картели, синдикаты, тресты, - существенно подорвали внутриотраслевую конкуренцию. Картели и синдикаты ограничили свободную конкуренцию в сфере обращения, тресты сделали то же в сфере производства. Монополизировавши производство в отдельной отрасли, тресты создали основу для их влияния на производителей другой отрасли. Эволюция одинотраслевой монополии в многоотраслевых происходила двумя путями: путем комбинирования, то есть объединение предприятий технологически связанной между собой отрасли промышленности, например, угольной, металлургической, автомобилестроительной; путем диверсификации производства, то есть проникновение монополии в отрасль, которая прямо не связана с основной сферой их деятельности. Следствием диверсификации стали концерны - большие многоотраслевые образования, которые постепенно захватывают главную позицию как на рынках, так и в сфере производства.

Различают такие виды монополии: билатеральную, ограниченную, чистую, естественную. Билатеральная монополия имеет место тогда, когда на рынке лишь один монополист-продавец сталкивается с одним монополистом-покупателем. Например, одна фирма производит пластмассовую бутылку, и только одна фирма использует их, им не угрожает конкуренция со стороны других экономических субъектов. Ограниченная монополия проявляется тогда, когда на отраслевом рынке присутствуют один монополист-продавец и несколько покупателей. Хоть здесь покупателей и немного, но они конкурируют друг с другом за право вступить в рыночные отношения из монополістом-продавецем. Чистая монополия имеет место тогда, когда на рынке один монополист, продавец, и много покупатели, отношения между которыми строятся на конкурентной основе. Чистая монополия имеет наибольшую экономическую власть, поскольку способная искусственно создавать дефицит товарного предложения и устанавливать таким образом монопольную цену и получать монопольную прибыль.

Естественная монополия возникает в отрасли, где будь какое количество продукции или услуги производится с меньшими расходами именно одной фирмой. К такой монополистической отрасли принадлежат общественный транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергии, и тому подобное. Такие предприятия на местном уровне подлежат государственной регуляции.
З возникновением монополии установлено рыночное равновесие спроса и предложения на основе цены нарушается, и потребители теряют выгоду от конкуренции, поскольку вынужденные дороже платить за товар.

Во избежание этих негативных последствий монополизации рынка, правительства много страны употребляют мероприятия по ограничению монополии и охраны свободной конкуренции на рынке. Примером этого является антитрестовское законодательство США, которое включает у себя целый ряд законов, что приниматься, начиная с конца XIX ст. Скажем, закон Шермана (в 1890 г.) запрещает создание монополии и за нарушение закона предусматривает взыскание штрафа до 250 тыс. дол. и тюремного заключения до 3 лет. Закон Клейтона ( в 1914 г.) запрещает определенные виды деловой практики, такие как установление специальных тарифов для отдельных потребителей, если это уменьшает конкуренцию и поощряет создание монополии.

В стране Западной Европы антимонопольное законодательство более либерально, чем в США. Из сферы его действию исключены национализированные предприятия, сельское хозяйство, добыча угля, связь, страхование и тому подобное.