Конкуренция предпринимателей но предпринимательская тайна, страница 3

Рассмотрим рис. 1. Всю совокупность видов конкуренции можно умовновно разделить на два группы: виды конкуренции за количественными признаками, и виды конкуренции за качественными признаками.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между отдельными предпринимателями внутри каждой отрасли отрасли относительно получения прибыли. Как известно, в каждой отрасли есть десятка, сотня и даже тысяча предприятий, что в зависимости от технического уровня организации производства нуждаются в определенном количестве труда (живой и уречевленої) для производства единицы продукции определенной потребительской стоимости.

В результате внутриотраслевой конкуренции происходит превращение много индивидуальной стоимости в единственную общественную, рыночную стоимость ли. Последняя всегда определяется общественно необходимым трудом и тяготеет к индивидуальной стоимости товаров тех предприятий, которые делают основную часть данной продукции.

От рыночной стоимости необходимо отличать рыночную цену товаров. Если спрос, предлагаемый на товары, превышает их предложение, то рыночная цена поднимается выше рыночной стоимости. Если же предложение товаров на рынке превышает спрос на них, то рыночная цена падает ниже стоимости. Такие отклонения цены от рыночной стоимости неминуемы.

При продаже товаров по рыночной стоимости те предприниматели, на чьих предприятиях индивидуальная стоимость товаров ряд, получают не только обычную прибыль, но и сверхдоход, в размере разницы между рыночной и индивидуальной стоимостью. Напротив, те предприниматели, на чьих предприятиях индивидуальная стоимость товаров высока, достают прибыль ниже среднего уровня, а при известных условиях могут даже получить убыток.

Таким образом, продажа товаров по рыночной стоимости ведет к неравенству нормы прибыли разных предпринимателей внутри каждой отрасли производства.

Хорошо понятно, что это неравенство не может не отражаться на положении разных предприятий. Предприниматели, которые получают высокую прибыль, могут быстро накапливать капитал и расширять свои предприятия. Предприниматели, которые получают меньшую прибыль, могут осуществлять нагромождение капитала в ограниченных масштабах. Наконец, те предприниматели, что через очень высокую индивидуальную стоимость товаров терпят на своих предприятиях убытки, в окончательном итоге становятся банкротами.

Внутриотраслевая конкуренция и погоня за сверхдоходом побуждают предпринимателей вводить новую технологию и снижать расходы производства. Бесчисленные банкротства мелкой, средней и даже большой фирмы - такая история капиталистической конкуренции. Особенно усиливается разрушение неконкурентоспособных предприятий в периоды кризисов перепроизводства.

Историческая и логическая внутриотраслевая конкуренция предшествует межотраслевой конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция не устраняет разницу в величине нормы прибыли в разной отрасли. Эту проблему разрешает межотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция - это один из видов конкуренции между предпринимателями, акционерной компанией, монополистическими объединениями разной отрасли хозяйства за получение высшей нормы прибыли за свой капитал. С помощью межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный перелив капиталов из одной отрасли в другую и устанавливается пропорция воссоздания общественного капитала.

Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамическое равновесие, которое обеспечивает получение приблизительно равной прибыли на ровный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике расхождения в отраслевой норме прибыли составляют всего лишь 1-2 процента. В недавним прошлому фирма, которая входит в военно-промышленный комплекс, получала высший процент прибыли. И мы были свидетелями самой жестокой конкурентной борьбы (открытой и скрытой) между корпорацией за получение правительственных заказов на производство вооружения.