Конкуренция предпринимателей но предпринимательская тайна, страница 12

Предприятия, учреждения и организация, обязаны подавать перечисленные сведения органам государственной исполнительной власти, контролирующим и правоохранительным органам, другим юридическим лицам, в соответствии с действующим законодательством, за их требованием.

Следовательно, сведения, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне, например предприятия, должны иметь такие признаки:

·  не содержать государственную тайну;

·  не наносить вред интересам общества;

·  относиться к производственной деятельности предприятия;

·  иметь действенную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;

·  иметь ограничение в доступе и тому подобное.

Из этого перечня не нужно делать вывод о том, что к коммерческой тайне стоят относить значительное количество сведений. Избыточное “делание“ тайного может вызывать потерю клиентов, а следовательно прибыли, поскольку условия рынка нуждаются в постоянных клиентах, широкой информации о деятельности фирмы (организация).

Достижение успеха в предпринимательской деятельности очень часто связано с использованием коммерческой тайны и невозможностью ее использования конкурентами. Выделяют следующую причину, которая составляет основу неправомерного использования коммерческой тайны конкурентами:

·  для улучшения производственной и коммерческой деятельности организации (конкурента), которая противоправно завладела коммерческой тайной, повышения конкурентоспособности продукции и эффективности производства, выбора оптимальной стратегии реализации продукции и торговых переговоров;

·  для задания вреда владельцу коммерческой тайны, противодействия реализации продукции, разрушения производственной и торговой связи; срыву торговых переговоров и соглашений; снижение инвестиционной возможности, подготовки и распространения неправдивых сведений, о владельце коммерческой тайны и тому подобное.

Общие условия защиты прав интеллектуальной собственности, в частности коммерческой тайны, определяются Гражданским кодексом Украины. Реализация имущественных прав интеллектуальной собственности на коммерческую тайну обеспечивается:

  • правом на использование коммерческой тайны;
  • исключительным правом позволять использование коммерческой тайны;
  • исключительным правом препятствовать неправомерному использованию коммерческой тайны, в том числе запрещать такое использование.

Условно выделяют два видов охраны информации, что используются в предпринимательской деятельности, то есть два видов информационной безопасности: пассивную и активную.

Пассивная охрана характеризуется тем, что владелец информации предоставляет ей режим открытости, доступности, для всех заинтересованных лиц, но эти лица не могут использовать ее в коммерческой цели. Именно владельцу принадлежит исключительное право позволять кому-нибудь использовать эту информацию. Такую охрану информации устанавливают патентное и авторское право. Защита интересов владельца информации в случае ее несанкционированного использования реализуется в судебном порядке на основании законодательства Украины.

Примеров информационных объектов, на какие их владельцы распространяют пассивную охрану, достаточно много: изобретения, полезная модель, промышленные образцы (дизайн), товарные знаки, фирменные наименования, музыкальные, драматичные, аудиовизуальные, литературные, письменные достижения разного характера, компьютерная программа, лекция и тому подобное.

Активная охрана информации, которая больше подходит для охраны коммерческой тайны от несанкционированного владельцем использования, связана с тем, что владелец устанавливает определенный режим доступа, например, ограничивает доступ к информации узким кругом специалистов из числа персонала, организует режимную зону на предприятии, использует носители информации, которые делают невозможным несанкционированное копирование и тому подобное.

Примером информации, которая может подпадать под активную охрану, и составлять коммерческую тайну могут служить сведения типа “ноу-хау”, то есть сведения технического характера – режимы, методика, технологическая карта и тому подобное, результаты разных исследований, методы управления, а также информационные объекты, которые имеют настолько значительную коммерческую ценность, что владелец – по соображениям целесообразности или безопасности – предоставляет этой информации режим ограничения доступа.