Как оживить посмертный учет

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ЭКСПЕРТ • № 30, 12 августа 1996 г.

Как оживить посмертный учет

Вера Краснова

·  Система учета в российских компаниях обеспечивает нужды менеджмента только на 10%

·  Умные бухгалтеры – за интегрированную систему учета

·  Учетная политика – сфера компетенции совета директоров

·  Автоматизация – но в меру

·  Директорам все-таки придется подружиться с балансом

Я спросил у ясеня...

Консультант по управлению рассказывал нам: «Я провел недавно смелый эксперимент – спро­сил у руководства очень крупного и уважаемого банка: «Сколько у вас бизнесов?» Банк этот уни­версальный, и первый ответ был «двенадцать», второй – «двадцать восемь», потом появилось еще несколько вариантов, и в конце концов они взяли три недели на раздумья. Я спросил в ком­мерческой компании, сколько у них структур­ных звеньев в настоящий момент. Руководитель задумался и сказал, что через неделю он сможет ответить на этот вопрос. Но если предпринима­тель или управляющий не знает, сколько у него основных направлений, сколько обслуживаю­щих, сколько структурных звеньев и так далее, то есть у него нет этой структурной картинки, следовательно, у него нет и всего того, что на­зывается регулярным менеджментом».

Вы спросите, какое отношение имеет этот пассаж к обсуждаемой теме, то есть учету. Пря­мое, поскольку учет, с точки зрения менед­жмента, это сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходи­мой руководству компании для принятия управленческих решений. Кстати, почти нет сомнений, что упомянутые выше руководители на вопрос, что такое учет, ответили бы, что это бухгалтерия. Меру неадекватности такого под­хода демонстрируют следующие данные.

По оценкам западных бухгалтерских и ауди­торских фирм, их западные клиенты 90% време­ни и ресурсов тратят на постановку и ведение управленческого учета (management accounting, controlling – англ., Betribsabrechnung – нем., буквально «производственный учет»), и только 10 % – на финансовую бухгалтерию, или счето­водство (accounting – англ., Finanzbuchhaltung – нем.). По оценкам российских кон­сультантов, в отечественных компаниях это со­отношение выглядит с точностью до наоборот. Причины такого расхождения носят характер исторический, но интересны не только истори­кам. Без их рассмотрения трудно понять, что есть управленческий учет и каковы в этом отно­шении перспективы у российских компаний.

Через счетоводство — к контроллингу

Вообще-то, многовековая история учетного дела была историей именно финансового, или бухгалтерского учета. Она началась с гениально­го итальянца Пачоли, оформившего в XV веке систему двойной записи – основу бухучета. Примерно до середины нынешнего столетия та­кое положение дел отвечало задачам управления, но в 30-е, а особенно в 50-е годы на Западе стал развиваться специальный учет для управления.

Предоставим слово генеральному директору компании «Центр бухгалтера и аудитора» (ЦБА) Светлане Николаевой: «В силу своей спе­цифики финансовый (бухгалтерский) учет – учет, обращенный в прошлое, он имеет характер регистрации (обязательно в денежном измерите­ле) состояния имущества и финансов предприя­тия на данный момент времени. Произошел факт хозяйственной деятельности – нужно отразить его в документах. Нет документа – нет и факта хозяйственной деятельности. Естественно, что факт можно отразить только после того, как он состоялся. Это так называемый «посмертный учет», то есть когда уже ничего сделать нельзя, кроме как обобщить и принять факты. А управ­лять нужно в момент возникновения факта».

Итак, одна из проблем, вставших перед управ­ленцами в связи с бухучетом, – это проблема оперативности. Вторая проблема связана с формой и содержанием той финансовой отчетности, которую готовит бухгалтерия. Г-жа Николаева ее излагает так: «Что можно уп­равленцу понять из финансовой отчетности? Да ничего. Хотя в 4-м Национальном стандарте по бухучету РФ есть определение пользователя бухгалтерской отчетности, где говорится, что пользователь не должен иметь специальной подготовки и обладать полной информацией о системе формирования показателей. Короче го­воря, «чайник». На Западе, кстати, бухучет пре­подают в средней школе».

Последнее замечание весьма существенно. Стало быть, Запад не пошел по пути бесконеч­ного упрощения финансовой отчетности пред­приятий. Но и управленцам-«чайникам» там была предоставлена возможность позаботиться о се­бе. Каким образом?

Западная бухгалтерия издавна имеет так на­зываемый двухкруговой характер (такая систе­ма существовала и в отечественном учете до на­чала 30-х годов). Первый круг – это учет финансовых потоков (поступлений от реализации товаров и услуг, привлеченных финансовых средств, расчетов с контрагентами, прибыли). Результатом его является финансовая отчет­ность предприятия, или, как говорит г-жа Нико­лаева, его финансовый паспорт. Это информа­ция о финансовом и имущественном состоянии предприятия предназначена для инвесторов, кредиторов, государства, потенциальных и ре­альных собственников.

Похожие материалы

Информация о работе