Бизнес-план. Порядок разработки бизнес-плана. Принципиальные модели бизнес-плана, страница 3

Назначение первого раздела — дать ответы инвесто­рам или кредиторам на два основных вопроса: "Что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана?" и "Каков риск потери ими денег?"

Вполне очевидно, что данный раздел целесообразно включать в план только что начинающегося бизнеса, рас­считанного на внешнее финансирование. Для бизнеса, дея­тельность которого будет осуществляться за счет предпри­нимателя, или для уже действующего бизнеса, убеждать кого-либо в его целесообразности не имеет смысла.

Следующие четыре раздела: "Виды товаров (услуг)", "Рынки сбыта товаров (услуг)", "Конкуренция на рынках сбыта" и "План маркетинга" по содержанию дублируются и легко могут быть объединены в один раздел: "План марке­тинга". При этом необходимость этого раздела актуальна лишь для начинающегося бизнеса.

Для уже действующего бизнеса полностью разрабаты­вать план маркетинга, в котором нужно описывать произ­водимые товары (услуги), рынки и условия их сбыта и т.п., нет необходимости. Единственное, что может потребовать­ся при планировании действующего бизнеса, — это внести коррективы по этим вопросам, если при анализе выполне­ния плана за предыдущий год выявится необходимость рас­ширения (сужения) ассортимента производимых товаров (услуг) или расширение (сужение, изменение) рынков их сбыта в связи с возросшей конкуренцией, изменением ка­ких-либо других условий.

План производства, как явствует из его названия, не­обходим в случаях бизнеса, рассчитанного на производство товаров (услуг). При этом более подробно он должен разра­батываться при планировании начинающегося бизнеса, ког­да необходимо знать потребность в производственных пло­щадях и мощностях, основных и оборотных фондах (сред­ствах), источниках снабжения, длительности производствен­ных (технологических) циклов, режиме производства, про­изводственной программе, организации контроля качества и т.д.

Для действующего бизнеса в этом разделе плана дол­жны быть предусмотрены мероприятия, необходимые для устранения недостатков, выявленных по результатам ана­лиза выполнения плана за предыдущий период.

Организационный план также необходимо подробно разрабатывать лишь для начинающегося бизнеса, ибо в этом случае нужно обосновать организационную структуру фир­мы, потребность в рабочей силе и т.д.

Для действующего бизнеса в этом разделе достаточно привести лишь мероприятия по устранению недостатков в организации фирмы, в организации труда и его оплате.

Раздел "Правовое обеспечение деятельности фирмы" нужен лишь для начинающегося бизнеса. Здесь действитель­но необходимо показать, на каких правовых основаниях будет производиться бизнес.

Раздел, "Оценка риска и страхование" нужен для всех видов бизнеса: как для начинающегося бизнеса, так и для уже действующего бизнеса, ибо рыночная конъюнктура подвержена неожиданным изменениям. Например, по неза­висящим от фирмы обстоятельствам спрос может возрасти или упасть, поставщики или покупатели могут разориться или появиться новые, конкуренция может обостриться или снизиться и т.д.

Заключительный раздел — "Финансовый план" также необходим для всех типов и видов бизнеса. При этом для начинающегося бизнеса финансовые показатели определя­ются на основании расчета по данным предыдущих разде­лов плана (план производства, сбыта, организационный план и т.п.), а для действующего бизнеса — еще и с учетом фак­тических данных за предшествующий год.

Таким образом, в модели бизнес-плана для начинающе­гося бизнеса вместо 10 разделов, на наш взгляд, целесооб­разно предусматривать семь разделов, а для действующе­го бизнеса — пять разделов. Такой подход к планированию бизнеса соответствует рекомендациям специалистов-прак­тиков (Д. Доила, А. Вайсмана).

Ориентировочная структура и содержание бизнес-плана