Бизнес-план. Порядок разработки бизнес-плана. Принципиальные модели бизнес-плана, страница 2

              Для составления бизнес-плана необходима соответствующая информация о рынке, конкурентах, смежных компаниях, технологии производства и каналах продвижения данного вида продукции (услуг) на рынок, рекламе, ценах, налогах, пошлинах, торговых наценках и скидках, правовых льготах и ограничениях, источниках получения кредитов, методах прогнозирования и планирования и т.п. Источниками информации могут быть: организации по защите мелких предпринимателей, Министерство торговли, разного рода информационные центры и организации, торговые палаты, отраслевые ассоциации, профессиональные журналы, библиотеки, некоторые учреждения высшей школы и т.п.

              Определив самостоятельно или с помощью консультантов потенциальные размеры своей “ниши” сегмента рынка и возможности конкурентов, изучают технологию производства:

              - технологические операции (основные и вспомогательные), их сложность и трудоемкость. При этом рассматривают возможность передачи части этих операций субподрядчикам, с которыми ведутся предварительные переговоры в принципиальном плане;

              - сырье и материалы (основные и вспомогательные), топливно-энергетические ресурсы, их производители (либо компании по их реализации), цены, тарифы, транспортные расходы;

              - оборудование (основное и вспомогательное), его цены, производительность, мощность, массу, габариты, источники приобретения или аренды, транспортные и монтажные расходы;

              - потребность в рабочей силе с указанием перечня специальностей и числа работников (на основе расчета с учетом объема производства и трудоемкости выполняемых операций), расценок и окладов, размеров дополнительной оплаты и предоставляемых льгот;

              - производственные площади, включая административные помещения, складское и вспомогательное хозяйство, с учетом занимаемых площадей одним рабочим местом, оборудованием, единицей сырья, материалов и готовой продукции, социальных норм, помещения социально-культурных учреждений фирмы;

              - накладные расходы, связанные с управлением и продвижением товаров на рынок (инструмент, канцелярские товары, отопление, освещение, телефон, ЭВМ).

              Составлению бизнес-плана предшествует финансовая оценка деятельности будущего предприятия, которая позволяет потенциальным инвесторам судить о рентабельности производства, необходимых финансовых ресурсах, реальности их покрытия, источниках получения. При этом составляются: а) прогноз доходов и расходов на первый год (или несколько лет), который строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса и расходах; б) прогноз денежной наличности за тот же период времени. Он показывает способность нового предприятия своевременно оплачивать свои счета и отражает оценку начальной денежной наличности, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков по месяцам первого года деятельности фирмы, а также годовые оценки на последующие годы; в) балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов на предстоящий год (балансовый план). Балансовый отчет характеризует  финансовую ситуацию предприятия в данный момент и отражает активы (то, чем оно владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами.

Принципиальные модели бизнес-плана

Модель бизнес-плана определяется принадлежностью плана к тому или иному типу, а также особенностями пред­приятия, для которого он разрабатывается.

В общем виде, согласно существующим рекомендаци­ям, бизнес-план должен состоять из следующих разделов.

1.  Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности.

9.  Оценка риска и страхование.

10.  Финансовый план.

Рассмотрим сущность каждого раздела и целесообраз­ность его включения в план.