Указания к выполнению практичной части курсовой работы по курсу «Организационное поведение», страница 2

Вторая причина: такое исследование позволит вам  лучше понять себя в результате анализа ваших поступков. А понимание  необходимо для того, чтобы лучше управлять собой, лучше использовать свои сильные стороны и усиливать слабые стороны.

Третья причина: навыки наблюдения за своим поведением, анализа поступков и выявление их причин всегда будут полезны вам и в работе, и в жизни.

Объем от 4 до 6 страниц.

Раздел 3. Исследование поведения организации или группы людей в организации.

Такое исследование необходимо для того, чтобы

А) получить навыки проведения исследования в организации

Б) лучше понимать факторы, управляющие поведением людей в организации.

В) лучше понимать поступки людей в организации и управлять ими: поступками и людьми.

Объем от 6 до 8 страниц.

Заключение.

Здесь вам необходимо провести анализ процесса вашей работы  и результатов.

Самый простой анализ может быть выполнен как ответы на следующие вопросы:

- была ли данная работа полезна для вас лично и чем именно?

- что вы поняли о себе в процессе выполнения данной работы?

- что вы поняли об организации при выполнении данной работы?

- как вы можете использовать полученные результаты в будущем?

- может ли ваша работа быть опубликована в печати (в Интернет) и почему?

Объем от 3 до 5 страниц.

Общий объем работы не более 25 листов.

Как выполнять работу?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я воспользуюсь алгоритмом: Объект- Предмет – Проблема – (Причина) – Цель – Задача – Тема.

1.Как исследовать собственное поведение

Объектом в данной работе являюсь я сам(а) . Предметом могут являться мои поступки. Но можно выбрать предметом мое поведение в определенных повторяющихся ситуациях. Например:

- ситуации взаимодействия с преподавателем;

- ситуации взаимодействия с начальником;

- ситуации взаимодействуя с подчиненным.

Коротко говоря – как я «веду себя» в данных ситуациях.

Итак, предметом всегда будет поведение человека, организации в определенных ситуациях. Но можно выделить предметом и определенные поступки человека или организации. Попробуйте сами понять – что такое «поступок».

Проблема.

Проблема у нас одна – понять причины тех или иных устойчивых форм поведения субъекта. Например, если в ситуациях с Начальником я постоянно робею, то в чем причина этого? Или – если Начальник постоянно ведет себя со мной грубо – в чем причины такого поведения? 

Причина.

Причина – то, что движет человеком, организацией в ситуации. Часто эту движущую силу называют «мотив». Но мне кажется более основательной причиной нужда, потребность, поскольку «мотив» слово иностранное и может иметь много смыслов. А нужда – она и в Африке нужда.

Но двигать человеком могут и его мысли, чувства (страха, например). А также шаблоны, стереотипы.

Цель.

Цель – состояние, которое я хочу получить, в которое хочу придти. Например – состояние понимания себя, своего поведения в определенной ситуации.

Задачи.

Задачи – этапы перехода от данной ситуации к желаемой. Например я могу поставить задачи: понаблюдать за кем –либо в течение определенного времени; проанализировать поступки человека, организации. И так далее.

Тема.

Тема рождается, когда вам понятны проблема, причина, цель.

2.Как исследовать поведение организации

Для того, чтобы исследовать поведение организации хорошо бы иметь банк данных о проявлениях организации в окружающем мире. Но сбор такого банка данных довольно трудное дело, хотя можно найти 3- 5 поступков организации в определенных ситуациях.

Пример 5. В Красном море разбойники захватили очередной корабль. Разные страны по-разному себя ведут при этом известии.

Пример 6. Жаркое, пожарное лето 2010 года. Горят леса вблизи Москвы. А один из начальников спокойно уехал отдыхать. А как себя ведут другие начальники?

              Объектом исследования в организации может быть управление, администрация. А может быть какой-то отдел. Предметом будет всегда – их поведение, их активность в определенных ситуациях.

              Проблему вы найдете как разницу между ожидаемым поведением – нормальным с определенной позиции, например закона! – и фактическим. Либо как противоречие: должен был реагировать и не среагировал.

              Причину можно выяснить либо в процессе наблюдения за субъектом, либо в процессе беседы, интервью с ним.

              Тогда можно поставить цель и задачи, определить тему работы.

Возможные ошибки при выполнении работы

              Типичная ошибка 1. Вместо результатов  наблюдения сообщаются предположения, гипотезы. Например: наблюдаю – учащиеся не посещают уроки английского языка. Сообщаю: у учащихся упал интерес к английскому языку.

              Рекомендация: наблюдение имеет результатом фиксация «того, что есть», истины.

              Типичная ошибка 2. При анализе результатов наблюдений  не докапываются до Настоящей Причины проблемы, останавливаются на полпути.

Пример. Факт: в феврале на крышах образуются сосульки. Анализ требует описания механизма образования сосулек:

·  Крыша удерживает Снег

·  Солнце нагревает Крышу

·  Крыша превращает Снег в Воду

·  Холодный воздух замораживает Воду и образуются Сосульки.

Причин образования сосулек две: удержание Снега Крышей, нагрев Крыши Солнцем.

              Рекомендация: при анализе нужно проверить – действительно ли найдена истинная причина проблемы.

Как проверить истинность причины проблемы?

              Нужно записать формулу закона Причины и Следствия:

ЕСЛИ А, ТО Б, ИНАЧЕ В

              Например:

ЕСЛИ крыша удерживает снег, И солнце нагревает крышу, ТО образуются сосульки.

Примечание.

На моем сайте, адрес его дан внизу, в  разделе «Студентам» (правое меню МАТЕРИАЛЫ), находятся более или менее хорошие учебники по курсу «Организационное поведение», отобранные мной. Они вам будут нужны для того, чтобы написать теоретическую часть.

Успехов!