Оборудование систем и сооружений водоснабжения и водоотведения: Курс лекций, страница 5

Предохранительная арматура

(Клапаны приемные, обратные поворотные, клапаны для впуска и выпуска воздуха, вантузы, гасители гидравлических ударов).

 (Рисунки см. приложение 3)

Клапаны приемные – используются в насосных станциях для предотвращения обратного тока воды при заливе насоса.

 Состоит из корпуса, съемной сетки, тарелки клапана и приспособления для   ограничения подъема клапана.

С всасывающим трубопроводом клапан соединяется фланцем.

В поднятом состоянии тарелка клапана поддерживается потоком всасываемой воды.

Клапаны обратные поворотные - чаще всего применяют в насосных станциях, чтобы после остановки насоса предотвратить обратный ток воды (это может привести к вращению насоса в обратную сторону, опорожнению водовода и т.д.).

Устанавливается между насосом и задвижкой.

Клапан состоит из корпуса и захлопки, установленной на осях внутри корпуса. Сверху закрыт съемной крышкой.

Клапан открывается потоком воды, движущейся под давлением (поворот захлопки). В открытом положении захлопка удерживается потоком воды.

Ось диска смещена относительно корпуса.

Вантузы – устанавливаются в повышенных точках сети для выпуска и впуска (в незначительных количествах) воздуха в целях обеспечения нормальной эксплуатации сети.

Рекомендуется устанавливать через задвижку на фланцевый или приварной патрубок.

Воздух в трубопроводах может вызвать гидравлический удар и разрушение труб или привести к уменьшению пропускной способности трубопровода.

Вакуум, возникший вследствие аварии или при опорожнении трубопровода, так же может вызвать гидравлический удар и разрушения.

Для автоматического удаления воздуха или его впуска служат клапаны, называемые эксплуатационными вантузами.

Эксплуатационный вантуз состоит из корпуса с верхним и нижним фланцами.

К верхнему фланцу крепится чугунная крышка с отверстием в центре для выпуска воздуха и зонт-крышка.

 В отверстие вставляется резиновая втулка с отверстием Ф 5мм.

Внутри корпуса помещен полый полиэтиленовый шар.

При отсутствии воздуха вода поднимает шар и прижимает его к отверстию втулки.

При скоплении воздуха в верхней части уровень воды понижается, шар опускается и воздух выходит через отверстие.

Автоматический клапан для впуска и выпуска воздуха (КВВВ).

Устанавливается тогда, когда необходимо удалить или впустить большие объемы воздуха. Например, на водоводах для впуска воздуха при плановых или аварийных опорожнениях  водоводов или для выпуска воздуха при заполнении водоводов.

Клапан состоит из цилиндрического стального корпуса (  ), к которому с помощью фланцевого соединения (  ) крепится выпускной патрубок (  ). Один конец которого соединен с атмосферой и перекрыт сеткой (  ), другой – находится внутри корпуса и перекрывается тарелью (  ), жестко соединенной с двумя шаровыми поплавками (поплавки расположены симметрично относительно выпускного патрубка).

Поплавки и тарель вращаются относительно оси (  ).

Для ограничения крайнего положения поплавков предусмотрены ограничители (упоры) (  ).

Как действует клапан?

Заполнение трубопровода водой (трубопровод пустой, в нем находится воздух)

Поплавки опущены вниз, тарель открыта и воздух может вытесняться водой в атмосферу. По мере наполнения вода поднимается в корпусе и поплавки всплывают, поворачивают тарель, которая закрывает патрубок. Оставшийся воздух выходит через рычажный вантуз (  ). Он же выпускает скопившийся воздух в процессе эксплуатации.

Впуск воздуха производится тогда, когда в трубопроводе создается вакуум (например, при опорожнении тр-да). Осуществляется за счет разницы давления снаружи и в трубопроводе: воздух открывает тарель и поступает в трубопровод.

Крышку ( 5 ) можно снять для обслуживания клапана не демонтируя его.


Клапаны регулирующие давление.

Устанавливаются тогда, когда в напорных системах давление должно быть на заданном уровне.

Они подразделяются на регуляторы давления ″до себя″ и ″после себя″.

Как правило -  это рычажные фланцевые чугунные на давление Ру=1,6МПа

Принцип их работы одинаков, разница в том как закрывается двухседельный клапан и куда врезана импульсная трубка.