Экономическое сознание. Экономическое сознание в зарубежной экономической психологии, страница 2

q  Собственно акизитивные эмоции – связанные с приобретением, накоплением, коллекционированием (вызов веберовской концепции рациональности, тардовская традиция экономической психологии). Экономические эмоции изучаются в маркетинговой ветви экономической психологии – психологии потребителя, рекламы, продаж. Т.к. именно аффективные компоненты наиболее легко подвержены манипуляциям (феномен сдвига мотива на цель).

3.  Экономические представления – это представления о том, как функционирует экономика (Щедрина, 1991);

¨  Комплексно организованная, социально детерминированная система образов, являющихся субъективным отражение объективной экономической реальности.

q  Экономическое мышление –

¨  Способность человека или социальной группы отражать и осмысливать экономические явления, познавать их сущность;

¨  Усваивать и соотносить экономические понятия, теории с требованиями 1) экономических законов; 2) реальности; 3) на основе этого строить свою экономическую деятельность (определение В.Д.Попова, 1986).

4.  Экономические мотивы. Функции:

q  Функция регуляции экономического поведения;

q  Функция побуждения к экономической активности.

Примеры:

q  Погоня за прибылями;

q  Накопление богатства;

q  Мотив конкуренции;

q  Склонность к риску в экономическом поведении.

Специального определения экономических мотивов нет.

Экономические нормы, как правило, приобретают статус правовых. За их нарушение следуют САНКЦИИ (Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1996).

Примеры:

q  Антимонопольное законодательство;

q  Экологический контроль за ведением бизнеса;

q  Общество защиты прав потребителей.

Особая сфера экономических норм – этика бизнеса:

q  Насколько предпринимателю выгодно обманывать потребителя?;

q  Выгодны ли предпринимателям конфликты друг с другом?

Экономический интерес – мотив, опосредованный нормами. Некоторое психологическое явление, которое развивается на основе мотива, но регулируется воздействием НОРМ.

Другое определение экономического интереса можно дать, использую понятие собственности.

Экономические блага – обладают так называемой ЦЕННОСТЬЮ, которая оказывает влияние на волю субъекта, заставляя его проявлять определенную активность.

Экономический интерес – это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйственной активности (определение Мельникова С.И., 1990, автореферат дис. Активизация экономических интересов через обновление собственности).

Другая модель экономического сознания (Филиппов, Ковалев). Теоретическая модель, содержит 6 конструктов:

1)  Конструкты, отражающие существующий экономический порядок в целом (экономическая картина мира);

2)  Конструкты, объясняющие существующий экономический порядок (экономическая идеология) – сейчас они формируются стихийно;

3)  Конструкты идеальных экономических  отношений, экономическая мечта (экономическая ориентация);

4)  Конструкты долговременной ориентации, обеспечивающие поведение в конкретных повседневных повторяющихся ситуациях (экономические знания);

5)  Конструкты достижения целей своей экономической деятельности (экономические мотивы);

6)  Конструкты экономических измерений, выявляемые при анализе экономического мышления (как человек формирует суждения об экономической реальности).

Предмет для практического изучения:

1)  экономические предпочтения;

2)  экономические представления;

3)  экономическая ориентация;

4)  отношение к экономическим явлениям.

Методы изучения экономического сознания:

1)  опросники;

2)  проективные методы (семантический дифференциал);

3)  тесты (при поиске личностных коррелятов экономического сознания).

Общий алгоритм: определенные «явления-слова» изучаются на предмет отношения к ним различных социальных групп, чтобы прогнозировать экономическое поведение.

Контрольные вопросы

1.  Дайте определение экономического сознания.

2.  Чем отличается экономическая норма от экономического интереса?

3.  Что такое экономическая картина мира?