Экономическая социализация. Введение в проблему. Этапы социализации, страница 2

2)  идентификация – сознательное оправдание ожиданий участников взаимодействия, симпатия к ним;

3)  интернализация – включение элементов влияния в личностную структуру (они осознаются как неотъемлемые, собственные).

Эта модель используется при анализе поведения налогоплательщика.

Дойч, Джерард, 1955 г. два типа социального влияния

1)  нормативное (желание личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, нормами);

2)  информационное – поведение большинства – это источник информации, который учитывается при выборе собственной линии поведения (косвенное влияние более эффективно). Т.к. в этом случае модели поведения не навязываются, а выбираются.

Наумова Н.Ф. 1988 г.

Механизм социального сравнения как механизм экономической социализации (при формировании представлений об оплате труда, в потреблении, накоплении).

Х.Герард, Е.Конолли, 1972г.

Механизм косвенного сравнения.

Свой вклад и свое вознаграждение сравниваются с вкладами и вознаграждениями других людей.

Соревнование, конкуренция – также механизмы экономической социализации.

Экономическое поведение, его детерминация (почему и как человек будет проявлять экономическую активность) – главный итог экономической социализации.

Вейнер 1972 г. Атрибуция успехов и неудач в экономическом поведении.

Локус контроля

Фактор стабильности

Внутренний

внешний

стабильность

Способность, навыки

Трудность задачи

Нестабильность

Усилия

удача

Эпизодический успех, достигнутый немногими избранными, связывается с усилиями преуспевающей личности, а эпизодический успех, доступный многим, связывается с удачей. На основе этих атрибуций формируются СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

При доминировании мотива достижения неудача объясняется недостатком усилий; при доминировании мотива избегания неудачи – недостатком способностей (ПРОДОЛЖЕНИЕ  ОЖИДАНИ  НЕУДАЧИ).

Ролевая теория экономической социализации.

Зальцман, Уоллердорф, 1983 г.

Изменения ролей (вступление в брак, окончание школы, смена работы) влекут за собой не только изменений потребностей, но и попытки жить в соответствии с новыми ожиданиями («субстантивная рациональность по М.Веберу).

Основные тенденции в экономической социализации молодежи (1999 г., О.С.Дейнека).

1)  реалистическая (принятие объективной экономической реальности только на когнитивном уровне);

2)  прагматическая (приоритет выгоды на действенном уровне);

3)  индивидуалистическая (ориентация исключительно на собственные интересы, не готовность их согласовывать с конкурентами).

Экономическая социализация взрослых.

Основная характеристика экономической реальности, отличная от доперестроечного периода: распределительные отношения регулируются в денежно-стоимостной форме (через налоговую систему, субсидии, дотации, инвестиции, льготы, специальные цены).

Основной фактор успешности экономической стратегии – психологический статус населения (термин О.С.Дейнека).

Одна из характеристик психологического статуса – ощущение себя активным субъектом экономических отношений. Условие – принятие рыночной системы экономических отношений. Сейчас поздно обсуждать ее плюсы и минусы, необходимо АДАПТИРОВАТЬСЯ к ней. Следствие принятие рыночной системы – экономический оптимизм. Это характеристика «среднего класса».

Цели общества:

1)  формирование экономического оптимизма;

2)  в крайнем случае – экономического реализма.

Характеристики экономического реализма:

1)  автономная мораль;

2)  отказ от мифов;

3)  формирование непротиворечивой системы представлений об экономической реальности.

Механизмы формирования представлений (Г.Г.Дилигенский):

1)  Мифологический – в самой низкой точке познавательной активности он называется инертно-фаталистический (события бесполезно изучать, их нельзя изменить);

2)  Интуитивно-чувственный (восприятие явлений такими как они есть без проверки на соответствие логике и здравому смыслу);

3)  Стихийно-рациональный (воспринимается только то, что необходимо для успешной адаптации);

4)  Рефлективный (ценностный) – формирование представлений о том, КАК должно быть.

              Контрольные вопросы

1.  В чем состоят основные аспекты экономической социализации?

2.  Каковы основные механизмы экономической социализации?

3.  Периодизация экономической социализации Б.Стаси является основополагающей теорией экономической социализации. Верно?

4.  Перечислите основные механизмы формирования экономических представлений.