Экономическая психология. Предмет и объект экономической психологии, страница 3

Психология: ставит акцент на отношения «человек – человек», отрываясь от предмета отношений, от того, что любое общение чаще всего ПРЕДМЕТНО, оно происходит в вещном мире, по поводу вещей.

Экономическая психология ставит своей целью снятие данного противоречия. Фундаментальная проблема экономической психологии – это анализ психологической насыщенности вещного мира.

Классическая работа. Ж.Бордийяр. «Система вещей». М, 1995 г.

                  Люди не удовлетворены сферой общения, поэтому замещают эту неудовлетворенность, приобретая вещи.

                  Уверенность в собственной самоценности, самодостаточности, которая не может быть сформирована за счет ощущения своей «нужности» другим людям, часто формируется за счет обладания вещами, деньгами.

ВОПРОС? В чем секрет «притягательности» вещного мира?

В его внешней ДОСТУПНОСТИ.

                  Общение с желаемыми людьми, обладание властью – не доступно, т.к. оно ОЧЕНЬ СИЛЬНО зависит от действий других людей, а обладание вещами потенциально, теоретически доступно (вещь не сопротивляется, если человек хочет обладать ею).

                  Таким образом, вещный мир  -  самый доступный, самый демократический (создается такая иллюзия). Существуют психологические школы (в т.ч. практического воспитания детей), которые настаивают на необходимости защиты личности от поглощения вещным миром. Например, Вальдорфская школа:

¨  примат ручного труда и творчества;

¨  рисование цветом, а не формой;

¨  защита личности от стереотипизации мышления и поведения.

Родители всегда стоят перед выбором: защитить ребенка от поглощения вещным миром и снизить его адаптивные возможности к рыночным отношениям или наоборот?

Общество выдвигает к личности очень формальные требования: овладевать определенным набором ЗУН и способами поведения, чтобы успешно «встроиться», адаптироваться к существующему обществу, добиться высокого социального и экономического статуса. Иногда эти требования вступают в конфликт с развитием творческого начала в личности. Поэтому при выборе системы воспитания необходим ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Важно формировать личность, которая способна самостоятельно принимать решение, совершать выбор и нести за него ответственность.(Например, психологи рекомендуют ребенку, которые склонен к усвоению стереотипов, формировать навыки самостоятельного поведения, в т.ч. и путем включения его в систему альтернативного образования, аналогичную Вальдорфской школе, наоборот, ребенку, у которого творческое начало сильно выражено, нецелесообразно его дополнительно стимулировать с помощью подобных систем образования).

Американское общество – это общество, ориентированное на личный успех. Здесь любые творческие успехи ценны только, если они признаны обществом.

Социалистическое общество – это общество, ориентированное на «уравниловку», все равны во всем – в правах, в обязанностях, в потребностях.

Российское современное общество – находится в стадии формирования эталонов экономического поведения, экономических ценностей. Основной его принцип – разрешено все, что прямо не запрещено законом, а также то, за что можно избежать наказания. В любом случае выбор системы воспитания и образования должен учитывать, как человек, воспитанный в духе примата духовности и творчества, сможет встроиться в прагматичное, эгоистическое общество. Дети многих преуспевающих в бизнесе родителей вступают с ними в конфликт по поводу выбора профессии, они хотят заниматься творчеством, а не руководить фирмой. Не спешите осуждать родителей, которые не согласны с детьми.

Кроме, А.И.Китова, о человеке как субъекте потребления (а не только познания, деятельности, поведения, общения), говорил и В.А.Ганзен, выделяя в такой структуре личности, как характер, ОТНОШЕНИЕ  к ВЕЩАМ.