Социальная ситуация развития. Понятие возраста. Закономерности развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

12/05/09

Выгосткиий ввел в психологию такое понятие, как социальная ситуация развития.

Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сложилось в психике ребенка и тех социальных отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Для каждого возраста существует своя единственная и неповторимая специфическая социальная ситуация развития и она определяет весь образ жизни ребенка на ранней ступени развития. Социальная ситуация развития ставит в каждом возрасте те специфические задачи, которые д.б. решены на данном этапе развития.

Противоречие между старой социальной ситуацией развития и новой возможностью психического развития порождает кризис развития.

Переход из одной социальной ситуацией развития в другую социальную ситуацию развития происходит скачкообразно, в результате влияния кризиса.

Психические новообразования – это те качественные особенности психики, которые появляются на данном этапе развития.

Леонтьев вводит в психологию новое понятие – ведущая деятельность.

Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая оказывает наибольшее влияние на психику на данном этапе развития.

Выделяют 5 этапов ведущей деятельности:

0-1  – младенчество – ведущая деятельность - эмоциональное общение со взрослыми.

1-3года – раннее детство –  ведущая деятельность – предметно-манипулятивная (ребенок осваивает общественно выработанные способы действия и общения с предметами)

3–6лет – дошкольник –  ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра – в игре происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях (ребенок должен усвоить те социальные нормы отношений между людьми). Происходит возникновение и развитие воображения.

6,7-10,11лет – младший школьник –  ведущая деятельность – учебно – социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. У детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

11-14,15лет – подросток –  ведущая деятельность – общественно полезная деятельность – формирование социального отношения к другим людям (общение подростков со сверстниками и общественно полезная деятельность).

15-18лет – ранняя юность –  ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. Каждому возрастному периоду свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.

Признаки ведущей деятельности:

1.  деятельность будет ведущей, если внутри нее возникают и дифференцируются другие виды деятельности.

2.  в ходе выполнения ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы.

3.  от выполнения ведущей деятельности зависят наблюдаемые в этом возрасте основные психические изменения в личности ребенка.

Движущей силой развития, является смена ведущей деятельности.

Кризис развития.

Выготский, под кризисом развития, понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов в личности ребенка.

Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л. С, 1984, с. 384). Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

В то же время нужно иметь в виду, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для ребенка люди своевременно учитывают происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивают свое отношение, то протекание кризиса в значительной мере смягчается. Как отмечал А. Н. Леонтьев, «в действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — процессом воспитания» (Леонтьев А. Н., 1981, с. 518).

По мнению Леонтьева, развитие не обязательно сопровождается кризисом. Как говорил Леонтьев, в развитии существуют переломные моменты (качественные сдвиги в развитии).

Из кризиса могут быть как положительные, так и отрицательные выходы.

Отрицательные выходы из кризиса: противоречия, возникшие, между физическими и психическими возможностями ребенка не были разрешены, и новый этап развития переход осуществляется с этими противоречиями. Вследствие этого, наблюдаются: неврозы, страдает психосоматика ребенка. Если противоречия большие и глубокие, то как следствие из этого, наблюдается наркомания и алкоголизм.

Похожие материалы

Информация о работе