Психология денег. Основные функции денег

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА 5. Психология денег.

                                                              Функции денег:

 


Мера стоимости     средство обращения     средство платежа           средство

(посредник в                   (в бизнесе)               (в потреблении)      накопления

обмене)                                                                                         (инвестиционное

                                                                                                         поведение)

Еще одно руководство по экономической психологии (Фенэм и авторы), 1988 г. содержит анализ имеющихся на сегодняшний день теорий и экспериментальных исследований.

                     Связи

          Деньги                   экономические убеждения

         

Деньги                   экономическое поведение

Но нет единой психологической теории отношения к деньгам, их интерпретации как экономико-психологического феномена.

                               Деньги:

Макроэкономический    подход                  микроэкономический подход

(экономика)                                                   (психология)

как группы, классы, страны             

используют, расходуют и

сберегают деньги при определенных

условиях. В психологической науке

это подход В.М.Бехтерева «коллективная

рефлексология». Гипотеза в том, что

паника вызывает экономический кризис,

а не наоборот.

Другой пример макроэкономического подхода - исследование влияния банковских ставок, инфляции на денежное поведение (траты, сбережения, вклады, инвестиции). Психологические исследования денег на макроуровне – Р.Линн (1991) – национальные особенности отношения к деньгам на примере 43 – х стран.

Выводы: ценностное отношение к деньгам «+» коррелирует с экономическим ростом страны; ценность денег «-« коррелирует с доходом на душу населения. Т.е. когда денег в достатке, они воспринимаются как меньшая ценность.

Фенэм, 1994 г. 41 страна (примерно 12 тысяч испытуемых, молодежь). Исследовал отношение к деньгам, к соревновательности, к работе.

¨  Выделил группу «консервативных ценностей»: этика труда, мастерство и конформизм.

¨  «радикальные ценности»: адекватное отношение к деньгам, инвестиционное поведение, мотивация успеха.

¨  Американские студенты больше привержены «консервативным» ценностям, студенты из Азии – «радикальным».

Хичкок и соавторы, 1976 г.

Когда средний доход на душу населения понижается, размер денежных знаков и монет увеличивается (84 страны).

Интерпретация отношения к деньгам в рамках классических теорий личности:

1)  психоанализ. Влечение к деньгам – следствие подсознательных процессов накопления (фекалии –первое богатство ребенка).

2)  Бихевиоризм. Деньги – условное подкрепление. Б.Скиннер: исследование на крысах и приматах. Фишки становились условным подкреплением, выполняя функцию денег. Вывод: деньги – обобщенное условное подкрепление, связанное со множеством товаров, услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления. Как красная лампочка для собаки Павлова.

3)  Когнитивисты (Келли, Роттер, Бандура) – исследование мыслительных механизмов денежного поведения.

4)  Девелопменталисты (Пиаже) – стадии развития восприятия денег и отношения к ним.

Микроэкономический подход к исследованию денег.

Предмет: отношение к деньгам как психологический феномен, компоненты отношения.

Классификация отношения к деньгам, полученная эмпирическим путем: 1972 г., Вернимонт, Фицпатрик – метод семантического дифференциала (сила, оценка, активность)

1)  деньги – мерило удачливости и благополучия;

2)  деньги – социально приемлемый атрибут бытия;

3)  деньги – объект презрения;

4)  деньги – моральное зло;

5)  деньги – способ обеспечения комфорта;

Похожие материалы

Информация о работе