Проектирование локальной системы глубоководного манипулятора бурения донной поверхности для взятия проб грунта, страница 3

Глубоководный аппарат находится в условиях высокого давления и удалённость от внешних источников питания, поэтому применение гидро или пневмо  двигателей невозможно вследствие того что необходимо было бы создавать в гидро или пневмо системе давление рабочей среды превышающее в несколько раз давление окружающей среды. Из выше сказанного следует, что целесообразно применять электрические двигатели. Из всех электрических двигателей выбор двигателя постоянного тока обусловлен следующими причинами:

- наличие аккумуляторных батарей на борту аппарата;

- отсутствие одно- и трёхфазной сети питания;

- лёгкость управления и значительный диапазон  плавного  регулирования угловой скорости и вращающего момента;

- линейность механических характеристик;

- значительная величина пускового момента;

- высокий КПД;

- высокая надёжность;

- удобство управления с помощью электромагнитного усилителя.

В соответствии с уравнением скоростной характеристики возможны три способа регулирования угловой скорости электродвигателя – за счёт изменения управляющего напряжения, потока возбуждения и сопротивления в цепи якоря.

В автоматике нашли применение в основном два первых способа, в которых используется якорное (независимое возбуждение), полюсное (со стороны обмотки возбуждения), а также комбинированное управление. Для построении ЛСУ бурения для взятия проб грунта  выбирается якорное управления угловой скорости.

Составляется систему уравнений, описывающая динамику  электродвигателя, нагруженного на инерционно-вязкое  механическое сопротивление.

Дифференциальное уравнение баланса напряжений согласно закону Кирхгофа [9]

Подпись: (2.1)

где    Rя  –  сопротивление обмотки якоря;

Lя – индуктивность обмотки якоря;

Iя – управляющий ток в цепи якоря;

Uупр – напряжение управления;

Епр – противо-ЭДС  якоря.

Переходя к операторному выражению

Подпись: (2.2)

Подпись: (2.3)Противо - ЭДС двигателя

где Се – коэффициент зависящий от конструкции выбранного двигателя сопротивление обмотки якоря;

ω – скорость вращения якоря двигателя.

Вращающиё момент двигателя

Подпись: (2.4)Подпись: (2.4)

где    См – коэффициент зависящий от конструктивных особенностей ДПТ;

Iя – ток якоря.

В динамическом режиме поведение двигателя описывается  основным уравнением электропривода

Подпись: (2.5) 

где    Mдв – вращающий момент двигателя;

Jдв – момент инерции двигателя;

Jнагр – момент инерции двигателя;

η – общий КПД механической передачи;

εН – ускорение в нагрузке;

i – передаточное отношение редуктора.

В операторной форме

Подпись: (2.6)

где    Jпр – приведённый к валу двигателя момент инерции.

Приведённые соотношения представляют собой линейную систему, описывающую динамику ДПТ. Система линейных уравнений, преобразованных по Лапласу

Подпись: (2.7).

Обозначим

Подпись: (2.8), , .

По системе уравнений выводится передаточная функция электродвигателя  постоянного тока с якорным управлением по управляющему воздействию

Подпись: (2.9),

где    Tм – механическая постоянная времени;

TЭ – электрическая постоянная времени;

kдв  - коэффициент передачи двигателя.

При построении следящего привода применяется цилиндрический редуктор, марка и тип которого определяются при дальнейших расчётах. Коэффициент полезного действиям (КПД) цилиндрического редуктора , выбирается из промежутка 0,98…0,985. КПД одной пары подшипников  качения , выбирается из промежутка 0,99…0,995. КПД изолирующих материалов от внешнего давления , выбирается в равным 0,631 [9].

Подпись: (2.10)Для проектирования системы выбираются

,    ,    .

Рассчитывается требуемая мощность электродвигателя

Подпись: (2.11)

Подпись: (2.12)Расчёты показывают, что при заданных значениях величин

Требуемому значению мощности соответствует двигатель МИ-41 [3].

Технические характеристики двигателя;

-  номинальная мощность Pном=1600 Вт;

- частота вращения nном=2500 об/мин или ωном=261,8 с-1;

- номинальное напряжение управления Uном=110 В;

- ток якоря Iя=1,1 А;

- сопротивление обмотки якоря Rя=0,147 Ом;

- электрическая постоянная времени TЭ=0,04 с;