Изучение взаимосвязи личностных особенностей и удовлетворенности трудом в сфере производства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Речь (Шпалова Анна).

Добрый день уважаемая комиссия. Я, студентка 6 курса заочного отделения Шпалова Анна, представляю выпускную квалификационную работу на тему: «…..».

Наше исследование было направлено на выявление доказательств того, что удовлетворенность трудом в сфере производства зависит от личностных особенностей работника -  локуса контроля, уровня адаптивности и факторов  мотивации.

Цель исследования – изучить взаимосвязь личностных особенностей и удовлетворенности трудом в сфере производства.

Объект исследования –  рабочие.

Предмет исследования - личностные особенности и удовлетворенность трудом в сфере производства.

Гипотеза исследования  -  удовлетворенность трудом в сфере производства зависит от личностных особенностей работника -  локуса контроля, уровня адаптивности и фaктopoв мoтивaции.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическую научную  специальную литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть понятие и факторы удовлетворенности трудом в сфере производства.

3.  Исследовать личностные особенности,  имеющие тесную связь с удовлетворенностью трудом.

4. Провести практическое исследование взаимосвязи  личностных особенностей и удовлетворенности трудом в сфере производства.

На основании анализа научной литературы были сформулированы выводы (по теоретической части):

Удовлетворенность трудом — это состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной опенки возможностей реализации этих запросов.

Локус контроля - теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способности человека, назвав его личностным адаптационным потенциалом (ЛАП). Личностный адаптационный потенциал, как интегральная характеристика психического развития - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья.

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Выборка: в исследовании принимали участие 50 работников, занятых в сфере производства, мужчины и женщины. Средний возраст респондентов 36,7 лет, средний стаж работы – 5,4 года.

Для достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методики:

1. Тест «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батрашев) (см. приложение 1) [10;103].

2. Мнoгoурoвнeвый личнocтный oпрocник «Aдaптивнocть» (МЛO-AМ) A.Г.Мaклaкoвa и C.В.Чeрмянинa (см. приложение 2)

3. Тест локус контроля (Дж.Роттер) (см. приложение 3)

4.  Oцeнкa мoтивaции opгaнизaциoннoгo пoвeдeния Ф. Герцберг (см. приложение 4)

На первом этапе практической части, в соответствии с целями и гипотезой, была проведена оценка общей удовлетворённости трудом.

В соответствии с результатами этой оценки,  выборка была поделена на три группы по уровню общей удовлетворённости трудом:

1.  Испытуемые не удовлетворённые трудом – 15 человек.

2.  Испытуемые частично удовлетворённые трудом – 16 человек.

3.  Испытуемые полностью удовлетворённые трудом – 19 человек.

Анализ результатов по методике «многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина» во всех трёх группах показал следующее: данные испытуемые не имеют высоких уровней нервно-психической устойчивости; коммуникативных особенностей; моральной нормативности и личностного адаптационного потенциала. Таким испытуемым свойственно: склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. 

Похожие материалы

Информация о работе