Облесение овражно-балочных и горных склонов (Глава V учебника "Система лесохозяйственных машин"), страница 6

На приовражных участках с часто встречающимися промоинами глубиной свыше 2,5-3 м, которые не всегда целесообразно и возможно засыпать бульдозерами, обычно формируются короткие по длине межовражные участки. Подготовку почвы на них можно проводить двухотвальными плугами ПЛС-0,6. В этом случае нераспаханные целинные участки будут предотвращать размыв почвы, борозды поглощать сток, а гребни, образовавшиеся при вспашке, задерживать сток. Однако такой способ может применяться только в лесостепных районах с более благоприятными условиями увлажнения.

Плуг лесной для склонов ПЛС-0,6 предназначен для нарезки двухотвальных борозд с одновременным рыхлением дна борозды на безлесных овражно-балочных и горных склонах крутизной до 20° на малокаменистых почвах с удельным сопротивлением до 1,2 кгс/см2. Плуг навесной. На склонах крутизной до 12° его агрегатируют с тракторами ДТ-75М, ДТ-75, на склонах до 20°— с крутосклонным трактором ДТ-75К. Для работы челночным способом навешивают два плуга на трактор ДТ-75К.

Основные узлы плуга (рисунок 28): рама, двухотвальный корпус, дисковый самоустанавливающийся нож, рыхлительная лапа, приспособление для прижатия пластов, опорные колеса и выносной гидроцилиндр. Рама плуга состоит из шарнирно соединенных неподвижной и подвижной частей.

Рисунок 28 – Плуг лесной склоновый ПЛС-0,6:

1—рама неподвижная; 2—рама подвижная; 3—опорные колеса; 4—дисковый нож: 5 —двухотвальный корпус; 6—рыхлительная лапа; 7—прикатывающие валики; 8— поворотные кронштейны; 9 — маятник-груз; 10 — регулируемые тяги; 11 — втулка; 12 — коромысло; 13— коробка; 14—разъемная втулка; 15—ограничительная цепь; 16— гидроцилиндр

Подвижная рама при помощи выносного гидроцилиндра может поворачиваться в вертикальной плоскости с целью увеличения транспортного просвета на пересеченной местности. В передней части подвижной рамы расположен самоустанавливающийся дисковый нож, переставляемый по высоте для изменения глубины хода. В средней части имеется шарнирное устройство, позволяющее корпусу и рыхлительной лапе поворачиваться в горизонтальной плоскости для улучшения копирования поворотов горизонталей. В конце подвижной части рамы установлен двухотвальный корпус и рыхлительная лапа, которую можно перестанавливать по высоте относительно корпуса плуга для регулировки глубины рыхления дна борозды. За рыхлительной лапой установлено приспособление для прижатия пластов, которое состоит из шарнирно подвешенных конических катков, связанных с маятником-грузом регулируемыми тягами.

Рисунок 29 – Плуг-рыхлитель ПРН-40:

1 — одноотвальный корпус; 2—редуктор; 3—рыхлительная лапа; 4—ротационный рыхлитель; 5—клиновой ремень; 6, 7—шкивы; 8—опорное колесо; 9—премежуточный вал; 10—рама; 11—стойка, 12—карданный вал; 13—вилка карданного вала; 14—опора карданной передачи; 15—автосцепка; 16—дисковый нож

Плуг работает следующим образом. Трактор с плугом устанавливают вдоль горизонтали, навесное устройство опускают в положение «плавающее», а подвижную раму выравнивают выносным гидроцилиндром и ставят его распределитель в положение «нейтральное». При движении агрегата опорные колеса копируют рельеф и уменьшают сползание плуга вниз по склону. Дисковый нож разрезает дернину перед двухотвальным корпусом, который подрезает и оборачивает пласты. Рыхлительная лапа рыхлит дно борозды. Приспособление для укладывания пластов автоматически прижимает верхний пласт, так как вследствие поворота маятника-груза верхний каток опускается, а нижний поднимается и не мешает отваливанию пласта.

В степных и сухостепных районах с условиями недостаточной влагообеспеченности применяется плантажная вспашка. Осенью первого года в сухостепных районах проводят обычную вспашку. В течение лета почву 4-5 раз послойно культивируют, а плантажную вспашку переносят на осень. Весной проводится глубокая предпосадочная культивация и боронование. На сильносмытых почвах наряду с плантажной применяется безотвальная вспашка. В зимний период на вспаханных участ ках должны проводиться мероприятия по задержанию снега, а весной — обвалование бульдозером с целью дополнительного влагонакопления и предотвращения размывов.