Проект организации и ведения лесного хозяйства Сосново-Озерского лесничества ФГУ «Еравнинский лесхоз» Агентства лесного хозяйства Республики Бурятия, страница 7

         а) с твёрдым покрытием: Улан-Удэ–Сосново-Озерское-Романовка - Чита;

         б) грунтовая: Сосново – Озерское – Могзон (Могзонский тракт)

2. Автомобильные дороги местного (районного) значения. Автомобильная дорога сообщением Улан-Удэ-Сосново-Озерское-Романовка-Чита находится в удовлетворительном состоянии. По ней беспрепятственно осуществляется круглогодовое движение автотранспорта.

         Могзонский тракт, связывающий с. Сосново-Озерское с железнодорожной станцией Могзон, по своему состянию в летнее время непроходим для автотранспорта, движение по нему устанавливается в зимнее время. Согласно Постановлению Правительства России от 07.11.91 года № 61 «О классификации автомобильных дорог РСФСР», эти дороги относятся к дорогам общего пользования. Все остальные дороги в свете вышеуказанного постановления являются ведомственными.

       Следует отметить, что автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием непосредственно через лесной фонд лесхоза не проходят. Общая же их протяженность в зоне деятельности лесхоза составляет 105 км.

                 Помимо дорог общего пользования и местного значения (ведомственных дорог) на территории лесхоза имеется сеть лесохозяйственных и лесовозных дорог. Общая протяженность лесохозяйственных дорог по данным настоящего лесоустройства составляет 1384 км. Качественное их состояние следует признать весьма низким; они пригодны для движения автомобильного транспорта в большинстве своем лишь в зимнее время по мере наступления сильных морозов. Летом, как правило, ввиду особенностей почвенно-грунтовых условий они становятся практически непригодными для движения автомобилей.

         Кроме всех перечисленных видов дорог, по территории расположения лесхоза проходит также узкоколейная железная дорога протяженностью 65 км, в том числе в лесном фонде лесхоза 15 км используемой в основном для транспортировки леса. В последние 2 десятилетия леспромхозами уделялось большое внимание строительству специализированных лесовозных дорог. На момент настоящего лесоустройства на территории лесного фонда лесхоза их протяженность составляет 355 км. Данные дороги находятся в хорошем состоянии. Вывозка древесины по ним производится круглый год.

         В целом, обобщая вышеизложенные данные о характеристике путей транспорта, следует сделать вывод, что дорожная сеть на территории лесхоза для данного уровня интенсивности ведения хозяйства является достаточной. На 1000 км лесного фонда приходится 3,4 км дорог, в то время как в целом для районов Западной и Восточной Сибири составляет 0,32-0,41 км, Дальнего Востока-всего лишь 0,1 км. Но, несмотря на это, существующая дорожная сеть ввиду сезонности ее действия не вполне удовлетворяет потребностям лесхоза. Некруглогодичность действия дорог приводит к нарушению ритмичности лесохозяйственного

производства, препятствует доступу к охваченным пожарами участкам леса и др.

         С учетом вышеизложенного, вопросу строительства дорог в лесном фонде и впредь должно уделяться самое пристальное внимание.

         Сплавных рек и других водоемов, пригодных для сплава леса, на территории лесхоза не имеется.

2.3.3  Роль лесного хозяйства в экономике района

         Не являясь ведущей отраслью народного хозяйства в экономике района, лесное хозяйство тем не менее играет исключительно важное значение ввиду той роли, которую выполняет лес в жизни общества. Одной из важнейших его функций является удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в древесине. Ежегодно в лесах лесхоза заготавливалось в течении ревизионного периода 234,7 тыс.м3 ликвидной древесины по главному пользованию и 30,5 тыс. м3 по промежуточному.