Производство посадочного материала (Глава III учебника "Система лесохозяйственных машин"), страница 20

Существующие школьные сажалки не оборудованы маркерами, их роль выполняет трактор, поэтому наиболее удобно посадку начинать с середины участка с последующим движением «вкруговую» по часовой стрелке. Чтобы обеспечить прямолинейность рядов растений, для первого прохода посадочного агрегата выставляют вешки. Тракторист при посадке направляет переднее правое колесо по следу предыдущего прохода. Чтобы ширина межленточных междурядий была равна требуемой величине 60-70 см, ширину колеи трактора устанавливают равной 1,5 м. При использовании на посадке гусеничного трактора требуемое положение его гусеницы относительно следа предыдущего прохода устанавливают непосредственно после первого прохода посадочного агрегата и в дальнейшем выдерживают постоянным. Для бесперебойной работы сажалки сеянцы развозят по участку с таким расчетом, чтобы затраты времени на загрузку посадочного агрегата были минимальными.

При закладке вторых и третьих школ древесных лиственных пород используют ямокопатели КЯУ-100А и КПЯШ-60. Участок перед работой ямокопателей маркируют. Для маркировки можно использовать различные вспомогательные средства, например тракторы, культиваторы и др. Ямокопатель КЯУ-100А рассчитан для работы с тракторами МТЗ всех моделей и Т-54В, обеспечивает копку ям глубиной до 70 см диаметром 30 и 60 см. Производительность ямокопателя за час чистой работы 120 ям. Ямокопатель КПЯШ-60 монтируется на самоходное шасси Т-16М, обеспечивает поделку ям диаметром 30 и 60 см на глубину до 60 см. Производительность за час чистой работы 100-150 ям. Саженцы в подготовленные ямы высаживают вручную.

Задачи междурядной обработки в школе те же, что и в посевном отделении — уничтожение травянистой растительности и рыхление почвы в междурядьях. В задачу, междурядной обработки входит также подкормка саженцев порошкообразными или гранулированными минеральными удобрениями.

В отличие от культиваторов, рекомендуемых для работы в посевном отделении, культиваторы для школ должны иметь достаточный агротехнический просвет, позволяющий «седлать» саженцы, работать с большими защитными зонами, глубже обрабатывать почву. Для работы в уплотненной школе хвойных пород наиболее подходят культиваторы-растениепитатели   КРСШ-2,8  и   КРН-2.8МО.  У культиваторов КРСШ-2.8А и КРН-2.8МО при работе в уплотненной школе с узкими междурядьями шириной 20-25 см оставляют четыре секции. Расстояние между средними секциями устанавливают равным 600 мм при ширине междурядий 20 см, 750 мм при ширине междурядий 25 см, между боковыми секциями 150 см. На две средние секции монтируют по три рыхлительные лапы: одну лапу закрепляют на грядиле секции, две другие — в держателях с выносом в сторону на 20 см. Таким образом, в каждом междурядье шириной 20-25 см работает одна рыхлительная лапа. На боковых секциях, проходящих в межленточных междурядьях, устанавливают по три рыхлительные лапы, которые обрабатывают полосу шириной около 40 см.

При использовании на междурядной обработке в уплотненной школе фрезерных культиваторов КФП-1,5А и КФУ-1,5 их секции с рабочими органами размещают на фрезерном валу через 20 или 25 см (в зависимости от ширины междурядий в ленте). Следует отметить, что междурядная обработка в уплотненной школе требует особой тщательности и осторожности, особенно при использовании фрезерных культиваторов на втором году выращивания саженцев.

В школах с шириной междурядий 40-45 см и особенно 80-90 см возможно применение сельскохозяйственных культиваторов КОН-2.8ПМ, КНО-2,8, КРХ-4М и др.

Культиватор-растениепитатель КРХ-4 рекомендуется для питомников Закавказья и Средней Азии, где осуществляется интенсивное хлопководство.