Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 16-18, страница 2

Качество бензина характеризуется испаряемостью, детонаци­онной стойкостью, стабильностью физических и химических свойств, склонностью топлива к образованию отложений, корро­зионным действием топлива, наличием в топливе механических примесей и воды. Для обеспечения надежной и экономичной ра­боты карбюраторных двигателей бензин должен удовлетворять указанным выше показателям.

Качество дизельного топлива оценивается вязкостью, фракци­онным составом, температурой помутнения, температурой за­стывания, температурой самовоспламенения, склонность топли­ва к образованию нагара и лакообразных отложений.

Качество дизельного топлива должно быть таким, чтобы обес­печивалась бесперебойная подача его на всех эксплутационных режимах, хорошее смесеобразование и легкий запуск, быстрое воспламенение и плавное сгорание рабочей смеси.

Выпускается дизельное топливо следующих марок: ДЗ, ДЛ, Л, 3 и ЗС. При эксплуатации в зимних условиях при температуре 253 К (-20 °С) применяется дизельное топливо марки 3, а при темпера­туре до 243 К (-30 °С) — марок ДЗ и ЗС. В летнее время применя­ется летнее топливо марок ДЛ и Л.

Смазочные материалы позволяют уменьшить силы трения, воз­никающие в подвижных соединениях машин и механизмов. Для смазывания тракторов и автомобилей используют масла, полу­ченные из нефти. Качество масла оценивается по вязкости, тем­пературе застывания, температуре вспышки, термоокислительной стабильности, коксуемости, зольности, склонности масла вызы­вать коррозию сплавов цветных металлов, содержанию механи­ческих примесей и воды.

Для улучшения эксплуатационных свойств масла используют депрессорные, вязкостные, антикоррозийные, противоокислитель-ные, противопенные и универсальные присадки. Депрессорные присадки понижают температуру застывания масла; вязкостные — повышают вязкость масла и улучшают его вязкостно-температур­ные свойства; антикоррозийные — уменьшают коррозию метал­лов; противоокислительные — повышают стойкость масла к окис­лению; противопенные — снижают пенообразование; универсаль­ные — позволяют одновременно уменьшить несколько показате­лей, характеризующих качество масла.

Применяемые в двигателях масла согласно ГОСТ 17479—72 маркируются следующим образом: М-6Б,, М-8В,, М-8ГЬ М-6Б2, М-8В2, М-10Г2 и т.д. Буква «М» означает, что масло моторное; цифры 6, 8, 10 — вязкость в сантистоксах при температуре 373 "К (100 °С); буквы «Б», «В», «Г» — группу по эксплутационным свой­ствам работы двигателя («Б» — для мало-, «В» — для средне-, «Г» — для высокофорсированных двигателей). Цифры после этих букв указывают, для каких двигателей предназначено масло: 1 — для карбюраторных, 2 — для дизельных. Отсутствие цифр указывает на универсальность масла.

Если в масле есть загущающие присадки и если оно может при­меняться как зимнее и всесезонное, то в его марку входит дробь, например: М-63/10В2. В числителе дроби цифра с буквой «3» оз­начает вязкость масла при температуре 255 К (-18 °С), а в знаме­нателе — при 373 К (100 °С).

В трансмиссиях тракторов и автомобилей, а также в механиз­мах передачи многих лесохозяиственных машин используют транс­миссионные масла и пластические смазки.

В трансмиссионных маслах Тс-14,5, ТАцТЭ-15ЭФО, ТАц-10, ТАц-15В буквы означают: «Т» — масло трансмиссионное, «с» — северное, «А» — автотракторное, ЭФО — марка противоизнос-ной приставки.

Пластичные смазки используют для уменьшения сил трения в сопряжениях машин и механизмов, в которые подача жидкостно­го масла затруднена или из которых оно вытекает. Для смазки та­ких сопряжений применяют солидолы жировые ЦС-1 и УС-2 и синтетические — пресс-солидол С и солидол С (ГОСТ 4366—64), а также водостойкие низкотемпературные смазки УЦНИОЛ-1, УНИОЛ-2, ЦИАТИМ-201.

16.3. Расчет нормативного расхода топлива

При выполнении лесохозяиственных работ топливо расходует­ся при движении трактора под нагрузкой, при холостых заездах, поворотах агрегата, а также во время его остановок с работающим двигателем.

Общий расход топлива GТОП, кг, определяется по формуле