Проектирование коробки скоростей (число скоростей = 21) токарно-винторезного станка, страница 8

5  Расчет шпоночных соединений

Материал, применяемый для шпонок – Сталь 45,  [σсм] = 120 МПа.

Расчет шлицевых соединений  произведен при помощи программы «APM Joint», программного модуля «APM Wine Machine». Пример расчета приведен в приложении Ж.

Результаты всех вычислений сводим в таблицу 5:

Таблица 5

Вал

T, Нм

Диаметр вала, мм

Расчетные размеры шпонки

Принятые размеры шпонки

III

340

40

12×8×20

12×8×20

III

669

50

14×9×27

14×9×27

VI

1318

80

22×14×24

22×14×24

 

6  Расчет фрикционной муфты

В начальный период касания полумуфт происходит относительное проскальзывание их рабочих поверхностей (смазанных или сухих), и тем самым обеспечивается плавность включения муфты. При установившемся движении проскальзывание не происходит, а при перегрузке муфта пробуксовывает, что предохраняет машину от поломок.

Фрикционные муфты должны обладать надежностью сцепления, высокой износостойкостью и теплостойкостью контактирующих поверхностей. Материал трущихся деталей (накладок) выбирается в зависимости от среднего контактного напряжения (давления):

, где     [7]

Fa – осевая сила;

 - средний диаметр рабочей части дисков.

Средняя окружная скорость

,

- частота вращение муфты (об/мин);

Т = Мс = 111 (Н*м) – вращающий момент;

 = 1,3…1,5 – коэффициент запаса сцепления табл.35 [7];

Dср – средний диаметр контакта;

f = 0,2 – коэффициент трения (фрикционной пары сталь по стали) табл.34 [7];

Число поверхностей трения [7]:

Полученное значение z округляют до целого числа.

 = 0,91 - коэффициент, учитывающий влияние числа пластин в муфте на передаваемый ею момент берется из табл.38.

 = 1 - поправочный  коэффициент, учитывающий чистату включение муфты при малых моментов [7].

=1,19 - коэффициент, учитывающий влияние скорости берется из табл.36.

Коэффициент пределам отношения ширины к среднему диаметру

;

А = π* b2 =3,14*40 2= 0,013 (м2) – площадь поверхности трения;

b – ширина поверхности трения;

;

Допускаемый крутящий момент на муфте из условия трения [7]:

,

[7]

;

 (Па)

Многодисковые фрикционные муфты имеют небольшие габариты и не требуют большого усилия для их включения.

Материал фрикционной пары принимаем - сталь по стали.

Число пластин в полумуфтах определяется [7]:

Расчет для зубчатых передач обратного хода шпинделя можем провести при помощи программы «Компаса – Shaft 2D, в частности Компаса-Gears 5.5.02». Пример расчета приведен в приложении Б.

График чисел оборотов обратного хода представлен в приложении К.

Результаты всех вычислений сводим в таблицу 6:

Передача

m, мм

aw, мм

Z

dw, мм

da, мм

bw, мм

[σ]h ,МПa

[σ]f ,МПа

σh ,МПа

σf ,МПа

Материал

za-zb

2

90

53

106

 110

20

1785

1058

711,5

130,6

 45

37

74

 78

zc-zd

53

106

 110

20

839,9

198,3

37

74

 78

Таблицу 6

7  Смазывание. Выбор смазки

         Для уменьшения потерь мощности на трение, снижения интенсивности изнашивания трущихся поверхностей, их охлаждения и очистки от продуктов износа, а также для предохранения от заедания в передачах, задиров поверхностей, коррозии должно быть обеспечено надежное смазывание трущихся поверхностей. Для смазывания широко используется циркуляционную смазку.  Циркуляционное смазывание применяется при окружной скорости зубчатых колес  больше 12,5 м/с. Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин.

Циркуляционная смазка применяется в первую очередь, для шпиндельных узлов, работающих при напряженных режимах. С ее помощью можно обеспечить необходимый по условию теплоотвода расход смазки через подшипник. Циркуляционная система смазки  включает в себя систему охлаждения смазки, которое может происходить естественным путем или с помощью установки для искусственного охлаждения.