Определение йодных чисел и содержания непредельных углеводородов в топливах по ГОСТ 2070-55, страница 2

8.  Вода дистиллированная.

Проведение испытания

Подлежащий испытанию нефтепродукт фильтруют через вату (для удаления влаги), после чего берут в стаканчик для взвешивания с притертой пробкой навеску испытуемого нефтепродукта в количестве 0,2—0,4 г. Все взвешивания про­изводят с точностью до 0,0004 г.                                          

В коническую колбу с притертой пробкой наливают 15 мл этилового спирта и опускают туда стаканчик с навеской испытуемого нефтепродукта, слегка приоткрывая крышку стаканчика. Навеску топлив Т-1 и ТС-1 можно брать при помо­щи капельницы. Испытуемый нефтепродукт наливают в ка­пельницу и взвешивают. В коническую колбу  притёртой пробкой наливают 15 мл этилового спирта, из капельницы отливают 13—15 капель нефтепродукта, вновь взвешивают капельницу и по разности определяют величину навески.

Затем в колбу приливают из бюретки 25 мл спиртового раствора йода, плотно закрывают колбу пробкой, предвари­тельно смоченной раствором йодистого калия и осторожно встряхивают колбу. Прибивают к содержимому в колбу 150 мл дистиллированной воды, закрывают колбу пробкой, взбалтывают в течение 5 мин доставляют в покое на 5 мин, после чего пробку и стенки колбы обмывают небольшим ко­личеством дистиллированной воды. Содержимое колбы титруют 0,1н. раствором тиосульфата натрия для определения избыточного количества йода. Реакция  идет  по уравнению:

J2 + 2Na2S2J3 → 2NaJ + Na24SO6

Процесс титрования осуществляется следующим образом уровень 0,1 н. раствора Na2S2O3 устанавливают на нулевое деление в бюретке и начинают приливать его в колбу  вначале быстро, а  потом медленно по капле при непрерывном взбалтывании титруемой смеси.

По мере прибавления тиосульфата натрия окраска содержимого колбы становится более светлой, и когда она станет  светло-желтой,  в  колбу    приливают 1  см3   1%-го  раствора  крахмала. При этом окраска титруемой смеси становится синей. В дальнейшем продолжают прибавлять тиосульфат натрия по каплям, пока не пропадёт синяя окраска. Это обесцвечивание служит признаком того, что весь йод вступил в реакцию с тиосульфатом натрия.

Количество   кубических  сантиметров Na2S2O3,  израсходованное на титрование основной пробы, содержащей навеску топлива, определяет количество йода, не вступившего в соединение с нефтепродуктом. При анализе топлива Т-1 перед самым  началом титрования  в колбу с испытуемым раствором приливают 25 мл раствора йодистого калия.

Для  вычисления  йодного числа  одновременно   проводят контрольный опыт так же, как описано выше, но без топлива. Контрольный опыт служит для определения количества тиосульфата натрия, расходуемого на 25 мл спиртового раствора йода.

Йодное число испытуемого топлива  вычисляют по фор­муле:

(V-V1)T100

G

 

ЙЧ=

где V—объем 0,1 н. раствора тиосульфата натрия, израс­ходованный на титрование в контрольном опыте, мл;

V1— объем 0,1 н. раствора тиосульфата натрия, израс­ходованный на титрование в опыте с испытуемым нефтепродуктом,  мл;

G— навеска испытуемого нефтепродукта, г;

Т— титр 0,1 н. раствора тиосульфата натрия, выражен­ный   в граммах  йода.

Примечание. Титр тиосульфата натрия, выраженный в граммах йода, устанавливают следующим образом.

Берут точную навеску чистого возогнанного йода и титруют её 0,1н. раствором тиосульфата натрия (в присутствии крахмала), до исчезнове­ния синевато-фиолетового окрашивания.

Частное от деления навески йода и граммах на число миллилитров  раствора тиосульфата натрия, пошедших на титрование, есть титр, выра­женный в граммах йода.

Йодное число испытуемого нефтепродукта  определяют, двух    параллельных навесках. Из результатов двух параллельных определений берут среднее арифметическое.

Содержание в испытуемом  нефтепродукте, непредельных углеводородов ввесовых процентах (HВ) вычисляютпо формуле:

ИЧМ

254

   HВ =

гдеИЧйодное число испытуемого нефтепродукта;

      М —средний молекулярный вес непредельных  углеводородов   испытуемого   нефтепродукта. Для   авиационного бензина средний молекулярный вес принимают    равным 100, а для топлива Т-1, ТС-1 и Т-2—равным 175; 

     254 — молекулярный вес йода.  

Для бензинов прямой перегонки йодное число должно быть не более 10÷12, для керосинов — не более 2÷3,5. 


Контрольные вопросы:

1.  Почему недопустимо наличие непредельных углеводородов в нефтепродуктах?

2.  Чем обусловлено появление смолистых отложений на деталях двигателя?

3.  Что вызывает коррозию топливных систем?

4.  Чем можно охарактеризовать стабильность нефтепродуктов?

5.  Какой способ применяется для определения непредельности углеводородов?

6.  В чём заключается метод йодного числа?

7.  Как рассчитывается йодное число топлива?

8.  Рассчитать содержание непредельных углеводородов в топливе ТС-1, если его йодное число равно 0,52.