Государственный бюджет, налоги, система налогообложения

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Тема: «Государственный бюджет»

Государственные финансы – главное средство перераспределения ВВП (ВНП).

Финансы – категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Финансовая система – совокупность финансовых отношений в стране.

Финансовая политика государства – политика государства по организации, использованию финансов для осуществления своих функций и задач. 

Государственные финансы аккумулируются в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Основная часть государственных доходов и расходов проходит через гос. бюджет. В зависимости от административно-территориального устройства бюджеты бывают (см. ниже). Между ними существуют сложные отношения, связанные с разделом источников доходов, перераспределением средств в масштабе страны. 

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

- центральные

– это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в гос. бюджет. Образуются за счет целевых налогов, займов, субсидий из бюджета. Эти средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Например, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости.

- республиканские

- краевые

- областные

- местные (все, кроме центрального бюджета)

- др. бюджеты

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект государственного бюджета ежегодно принимается законодательным органом (государственная дума, муниципальное собрание). По окончании финансового года исполнительная власть отчитывается об исполнении государственного бюджета.

Государственный бюджет – это компромисс между основными группами носителей социально-экономических интересов в стране. Интересы  этих групп могут быть представлены различными политическими партиями, следовательно, компромисс сопровождается политической борьбой.

Структура государственного бюджета (статьи)

Расходы

Доходы

1. Затраты на социальные услуги (40-50 %). Здравоохранение, образование, социальные пособия.

1. Налоги (75-85 %), включая акцизы[1], таможенные пошлины, гербовый сбор.

2. Затраты на хозяйственные нужды (10-20 %). Кап. Вложения в инфраструктуру, дотации гос. предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление спец. программ.  

2. Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли) (5-8 %)

3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (10-20 %). Займы иностранным государствам, дипломатические службы.

3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости (10-12%)

4.Административно-управленческие расходы (5-10 %). Содержание правительственных органов, юстиции, налоговой полиции и пр.

5. Платежи по государственному долгу (7-8 %).

Расходы выполняют функции политического, социального, хозяйственного регулирования

Доходы являются источниками средств для выполнения функций регулирования

Проблема сбалансированности бюджета

Доходы > = Расходам – это идеальное исполнение государственного бюджета, т.е. полное покрытие всех расходов и образование остатка денежных средств.

Доходы < Расходов – это означает образование бюджетного дефицита, который покрывается внешними и внутренними гос. займами, дополнительной эмиссией денег. (Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг, осуществляемых центральным банком).

К дополнительной эмиссии прибегают в критических ситуациях. Её последствия: неконтролируемая инфляция, рост заработной платы, обесценивание сбережений населения, воспроизводство бюджетного дефицита, подрыв стимулов для долгосрочных инвестиций.

Последствия гос. займов менее опасны, чем эмиссия: 1) гос. ценные бумаги могут быть размещены принудительно, и следовательно, могут нарушить рыночную мотивацию частных финансовых институтов; 2) гос. займы, мобилизируя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Поэтому частные фирмы имеют меньше возможностей для развития; 3) гос. займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита – росту учетной ставки.

Бюджетный дефицит (задолженность гос-ва) может превратиться в государственный долг. Сегодняшние гос. займы – это завтрашние налоги. Превышение гос. долга в 2,5 раза над ВВП –опасно для стабильности экономики и для устойчивого денежного обращения. Государственный долг может быть:

Похожие материалы

Информация о работе