Государственное экономическое регулирование. Механизм и границы ГЭР

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 10: “Государственное экономическое регулирование (ГЭР).

Механизм и границы ГЭР”

1.  Понятие ГЭР. Субъекты и объекты ГЭР.

2.  Цели и инструменты ГЭР.

3.  Механизм и границы эффективности ГЭР.

      Государственное экономическое регулирование в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

ГЭР является реакцией на трудности и противоречия в социально-экономическом развитии. Например, отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении. Конкретные направления, формы, масштабы ГЭР определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Объективная возможность ГЭР появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

В современных условиях ГЭР является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста; регулирование занятости; поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах; поддержка экспорта.

‚      Субъекты ГЭР подразделяются на носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов.

         Носители хозяйственных интересов –  социальные группы населения, отличающиеся друг от друга по ряду признаков:

·  по отраслевым и региональным интересам (жители разных регионов);

·  по доходу (работник и хозяин предприятия);

·  по профессии (фермеры);

·  по виду деятельности (земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели).

У каждой группы есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, принадлежностью к какому-либо региону, виду деятельности.

Средства выражения интересов: средства массовой информации (СМИ), митинги, обращения в государственные учреждения. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом. Реакция органов ГЭР на инициативы носителей экономических интересов различна. Часто она зависит от того, кто инициатор, крупная фирма или мелкий частный предприниматель.

Выразители хозяйственных интересов – это объединения носителей хозяйственных интересов, заключенные в профсоюзы (предпринимателей, фермеров, студентов, торговцев и пр.), ассоциации, союзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭР. Каналы влияния выразителей хозяйственных интересов на органа ГЭР: рекомендации, советы, консультации, меморандумы – это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭР.

У выразителей хозяйственных интересов есть свои значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью, печатные издания.   

Отдельно необходимо выделить политические партии, которые являются выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов. Влияние на общество осуществляется на основе программ их политических партий. Они часто действуют под знаменем общенациональных интересов. Во всем мире политические партии тесно связаны с выразителями и носителями хозяйственных: с профсоюзами, союзами предпринимателей, которые в свою очередь поддерживают те или иные партии. Это третья линия связи частных экономических интересов с ГЭР. 

Исполнители хозяйственных интересов. К ним относятся:

1.  органы трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной) и Центральный Банк;

2.  комитеты, включающие государственных и частных субъектов, по поддержке и развитию отдельных отраслей. Они формируются федеральными и местными властями. 

3.  советы по сферам деятельности (научно-технической сфере, сфера профессионального образования, военно-техническая сфера, совет по региональной политике).

Исполнители хозяйственных интересов защищают общенациональные интересы, дают консультации и рекомендации, на которые ориентируется государственная экономическая политика. Например, по расходованию средств из бюджета. Это четвертая линия связи хозяйственных интересов с ГЭР.

Таким образом, все три звена согласуются между собой и с результатами государственного регулирования. Государство не может не учитывать общественное мнение, проводя те или иные преобразования. На формирование общественного мнения и государственную экономическую политику оказывают влияние: СМИ, церковь, массовые общественные движения. Обратная связь ГЭР с носителями хозяйственных интересов заключается в том, что:

1) успех ГЭР проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, сокращении темпов инфляции, повышении жизненного уровня населения;

Похожие материалы

Информация о работе