Особенности расселения населения России, страница 6

Таблица 5

Динамика числа городских поселений в России

Типы поселений

Годы

1959

1970

1989

2002

2005

Города

877

969

1020

1098

1099

Поселки  городского типа

1495

1869

2152

1842

1461

Всего

2372

2838

3172

2940

2560

       После 1989 г. в России стал развиваться процесс дезурбанизации. Процесс дезурбанизации проявился в уменьшении численности и доли городского населения, а так же в сокращении числа городских поселений. Сокращение числа поселков городского типа связано с получением ими статуса городов, с включением их в черту городов и с преобразованием в сельские населенные пункты. По данным Федеральной службы государственной статистики только за 2004 год в сети городских поселений России произошли существенные изменения: 5 поселений получили статус города, 13 сельских поселений стали поселками городского типа, 155 населенных пунктов были включены в черту городов, а 269 поселков городского типа, с общей численностью населения 694 тыс. чел., получили статус сельских населенных пунктов.

         Развитие сети городских поселений в последний период существенно замедлилось. Большая часть новых городских поселений в 2004 году появилась в Московской области и республике Татарстан. Массовым стал процесс изменения статуса поселков городского типа на сельские поселения. При этом статус сельских поселений получают достаточно крупные поселки городского типа с числом жителей свыше 5 и даже 10 тыс. жителей (в частности поселки городского типа: Гигант Ростовской области, Иглино, Красноусольский и Раевский республики Башкорстан, Баранчинский, Буланаш и Троицкий Свердловской области, Трудовое Приморского края и другие),  имеющие ярко выраженную индустриальную градообразующую базу. Статус сельского поселения вернул себе даже центр Усть-Ордынского а.о. – поселок Усть-Ордынский. Этот процесс можно определить как «ложную рурализацию».

        Переход поселков городского типа в группу сельских населенных пунктов часто происходит с нарушением российского законодательства, т.к. по своим параметрам они соответствуют городскому статусу – более 3 тыс. жителей, 85% занято вне сельского хозяйства. В результате государство и субъекты федерации терпят значительные экономические убытки, т.к. население этих поселений получает льготы сельской местности. В частности в настоящее время тариф за электроэнергию в городских поселениях равен 1 руб. 20 коп., а в сельских – 94 коп. за 1 кВт-час. Налог на землю в городах значительно выше чем в сельской местности. Ряд льгот имеют учителя, воспитатели, врачи, работники культуры. По нашему мнению, государству необходимо провести инвентаризацию сельских поселений и определить их соответствие статусу сельских населенных пунктов, исходя из российского законодательства.