Политические кружки 19 века, страница 3

В. Г. Белинский. Огромную роль в общественном движении этого времени сыграл В. Г. Белинский. С 1834 г. Белинский начал регулярно выступать в печати как литературный критик и публицист. Уже в своих ранних статьях Белинский боролся за реализм и народность в литературе. Он доказывал, что литература должна правдиво отражать жизнь народа, разоблачать его угнетателей, воспитывать в народе чувство человеческого достоинства. Он боролся против искусства, оторванного от жизни, страстно разоблачал казенную проповедь смирения.

Особенно ярко талант В. Г. Белинского засверкал в 40-е годы, когда он выступил с крупными произведениями, в которых дал глубокий и всесторонний анализ развития русской литературы и поставил большие, важные вопросы русской жизни. Он помогал читателю глубже понять произведения гениальных писателей А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, раскрывал общественное значение их творчества. Белинский призывал деятелей литературы и искусства найти свое место в рядах борцов за свободу и счастье народа, воспитывал в читателях любовь к свободе и правде, ненависть ко всякому угнетению.

Идеалом Белинского было социалистическое общество, в котором бы жили и трудились свободные и равноправные граждане. Белинский думал, что ликвидация самодержавия и крепостного права приведет к миру, что “не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди”.

Но его социализм не был научным, это был утопический социализм. Он не видел и не мог видеть в отсталой крепостной России той силы, которая приведет к победе социализма. Однако в отличие от западноевропейских утопических социалистов Белинский понимал, что мирным путем достигнуть социализма невозможно. Он был революционером. “Начинаю понимать революцию,— писал Белинский в одном из писем.— Лучшего люди ни- чего не сделают. Великая нация французы”. И делал определенный вывод о необходимости революционного преобразования общества: “Да здравствует разум и отрицание! [Под отрицанием понималась революция.] К дъяволу предание, формы и обряды! Проклятие и гибель думающим иначе”.

Незадолго до смерти Белинский написал свое знаменитoe “Письмо к Гоголю”, которое В. И. Ленин назвал одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати. Критикуя Гоголя за его ошибки книге “Выбранные места из переписки с друзьями”, . Гоголь приукрашивал “гнусную российскую действительность” того времени, Белинский сформулировал программу борьбы за свободу народа. В этом письме он только показал мрачные стороны российской действительности, но и сделал вывод, что основными и пер- очередными задачами являются борьба против самодержавия и крепостничества, распространение просвещения в народе. Он писал: “Россия видит свое спасение.в.. успехах цивилизации, просвещения, гуманности. ”.

Это письмо знала наизусть революционная молодежь 40-х годов XIX в., оно стало ее манифестом.

Творчество В, Г. Белинского имело огромное значение истории русской общественной мысли и общественого движения. Журналы “Отечественные записки” и “Современник”, в которых печатались статьи Белинского, ли очень популярными у передовых людей.

А. И. ГЕРЦЕН В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 40-х ГОДОВ.

П ЕТРАШЕВЦЫ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО

А. И. Герцен. Другом и соратником Белинского стал А. И. Герцен, который в начале 40-х годов вернулся из ссылки, где он ближе познакомился с жизнью народа, узнал его нужды и настроения. В 40-х годах Герцен на- писал ряд выдающихся философских произведений, в которых он выступил как материалист и диалектик. В. И. Ленин впоследствии отмечал, что Герцен “встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени”. Повести и романы Герцена “Кто виноват?”, “Доктор Крупов”, “Сорока-воровка” проникнуты горячей любовью к народу, ненавистью к его поработителям.

А. И. Герцен решительно выступил против реакционной “теории официальной народности”, а в спорах между западниками и славянофилами занял революционную по- зицию, резко критиковал славянофилов за их приверженность к старине, за их идеализацию православия и преклонение перед самодержавием. Вместе с тем он расходился и с западниками, выступавшими за мирный реформистский путь развития.