Ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Источниковедение"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ответы на экзаменационные вопросы по Источниковедению.

заочное отделение, 2006/2007 гг.

1. Понятие об историческом источнике.

2. Примерные схемы классификации исторических источников по типам и видам.

3. Критика (анализ) происхождения источника. Задачи и этапы этой критики.

4. Интерпретация исторического источника.

5. Критика (анализ) содержания исторического источника. Методы установления достоверности и полноты исторического источника.

6. Методология и методика источниковедческого анализа (их соотношение).

7. Источниковедческий синтез.

8. Церковная литература Древней Руси (переводная и оригинальная).

9. Источники  по каноническому праву Древней Руси.

10. Летописи как исторический источник.

11. Законодательные источники допетровской  эпохи.

12. Актовые материалы допетровской эпохи.

13. Основные категории материалов приказного делопроизводства XVI-XVII вв. (общее документирование).

14. Документы Разрядного приказа XVI-XVII вв.  

15. Законодательные акты ХVШ-ХIХ вв.

16. Делопроизводственные материалы ХVIII-ХIХ веков.

17. Материалы ревизий XVIII – 1-й пол. XIXв. как исторический источник.

18. Судебно-следственная документация XVIII-XIX веков. Изменение ее состава вследствие судебной реформы Александра II.

19. Статистические материалы XIX в.

20. Периодическая печать ХVШ-ХIХ веков (подцензурная).

21. Источники личного происхождения ХVШ-ХIХ веков.

22. Периодическая печать 2-й пол. XIX – нач. XX в. (эмигрантская  и нелегальная).

23. Документы политических партий начала XX века.

24. Законодательные акты советского периода.

25. Документы ВКП (б)-КПСС как исторический источник.

26. Делопроизводственные материалы советского периода.

27. Периодическая печать советского периода.

28. Источники личного происхождения советского периода.

1. Понятие об историческом источнике.

Источниковедение – это наука об источниках, о теории и методике их изучения. Источниковедение исследует произведения, созданные людьми целенаправленно и осознанно, как целостный объект, как совокупность с присущими данной эпохе (культуре) типологически и видовых свойств. Исторический источник – это всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории чел. общества; все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, нравов, обычаев, языка. Исторический источник – это, с одной стороны, явление (феномен) культуры, с другой – носитель информации о человеке и общества. Люди накапливают повседневный опыт и передают его последующим поколениям, для этого они кодируют информацию в материальных объектах (создавая документ, запись, рисунок, изделие, произведение), т.е. в фиксированных источниках информации. Наличие источников для историка – обязательное условие его научного исследования. Как объект познания, существующий как явление, он имеет определенные свойства: доступность наблюдению, стабильность (обусловливающая возможность многократного обращения), независимость от исследователя (процедура исследования не влияет на эти свойства).

Историки используют также данные других наук (географии, антропологии и др.) о явлениях, влияющих на развитие человеческого общества или о появляющихся в результате общественных отношений. И.и. являются основой любого исторического исследования, без их изучения невозможно научное познание истории развития общества.

Количество исторических источников в широком смысле слова практически безгранично, но количество сохранившихся от различных периодов источников, от чего непосредственно зависят полнота и точность исторического познания, крайне неодинаково.

Типы исторических источников: вещественные, устные, письменные, изобразительные, этнографические и лингвистические, аудио-видеодокументы, документы на электронных носителях. Вещественные – археологические находки: предметы быта, монеты, печати, архитектурные сооружения. Например, в XI в. некоторые скандинавские монеты подражали монетам, выпущенным при Ярославле. Это говорит о больших торговых связях Руси со Скандинавией. Изучение архитектурных памятников дает возможность судить о крупных культурно-исторических явлениях.

Этнографические источники – народные обычаи. Например, плата за выкуп невесты существовала почти у всех народов, а у некоторых сохранилась до наших дней. На Руси с принятием христианства этот обычай исчез.

Лингвистические источники. На первом песте – это географические названия. Например, географические названия Московской области не могут быть объяснены из русского и других славянских языков. Название реки «Ветлуга» в переводе с марийского «река чаек». «Кинешма» значит «каменное озеро». Далее, заимствования из других языков, как древних, так и новых. Слова русского церковного обихода в основном греческого происхождения. Наоборот, многие названия одежды и предметов домашнего обихода взяты с востока: деньги, башмак, зипун, атлас. Заимствования с востока указывают на торговые связи Руси  восточными странами. В 18 и 19 вв. появляются заимствования из немецкого и французского языков.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
551 Kb
Скачали:
0