Методические рекомендации по выполнению и защите выпускных квали­фикационных работ по специальности "Юриспруденция", страница 5

Процесс выполнения выпускной квалификационной работы представляет собой последовательность взаимообусловленных и взаимозависимых этапов:

-  выбор темы;

-  утверждение темы;

-  назначение руководителя;

-  подбор и изучение литературы (нормативных правовых актов,
монографической литературы, статей и т. п.), а также при необходи­
мости — практических материалов;

-  составление плана работы;

-  написание работы;

-  разработка основных положений, выносимых на защиту;

-  представление работы научному руководителю, получение от­
зыва и устранение указанных в нем замечаний;

-  подготовка работы к защите;

-  предзащита;

-  защита выпускной квалификационной работы.

11


3.1. Порядок выбора и закрепления темы выпускной квалификационной работы

Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающими кафедрами и передается в деканат. Деканат факуль­тета готовит общие перечни тем выпускных квалификационных ра­бот различных уровней. Перечень тем работ периодически обновля­ется в соответствии с изменениями законодательства и развитием научных исследований в данной отрасли права и ежегодно утвер­ждается приказом ректора института.

Закрепление тем бакалаврских и дипломных работ производится по личным заявлениям студентов, представляемым на имя декана юридического факультета. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. В некоторых случаях, учитывая правоприменительную деятельность студента, допускает­ся корректировка с некоторым отступлением от предложенной кафе­дрой тематики выпускных квалификационных работ при условии согласования с научным руководителем, обсуждения и утверждения данной темы заведующим кафедрой. Кроме того, возможно прове­дение исследования по теме, предложенной руководителями пред­приятий, организаций по месту прохождения преддипломной прак­тики студента, при условии согласования с заведующим кафедрой и деканом юридического факультета. Возможным направлением ис­следования должна быть область юриспруденции, не получившая достаточного освещения в научной литературе. Студентам необхо­димо понимать, что выбор темы — это ответственный шаг.

В основе определения общего направления предстоящей работы должны лежать сформировавшиеся мировоззрение и научные пред­почтения самого выпускника.

Началом в определении исследовательского направления могут служить результаты успешно выполненных работ (курсовых, кон­курсных), подготовленных статей, тезисов и других материалов, по­влиявших в конечном итоге на формирование общего мировоззре­ния и научного интереса выпускника. Может быть уместной разум­ная «привязка» к эпизодам правоприменительной деятельности в период производственной и преддипломной практики. Такой подход будет способствовать осмысленному выбору темы и подготовке ка­чественного содержания работы.

12


Усилия необходимо направить на исследование наиболее акту­альных аспектов своей специализации, а не на констатацию трюиз­мов1 и рассмотрение «избитой» многочисленными авторскими пуб­ликациями какой-либо области юриспруденции.

Необходимо помнить, что свобода выбора темы может быть ог­раничена, когда изменение ее формулировки по смысловому значе­нию оказалось за пределами границ избранной специализации.

Перед принятием окончательного решения по теме полезно пред­ставлять себе круг литературных источников, материалов правопри­менительной, правоохранительной практики и иметь примерный план (структуру) предстоящей работы. Это поможет избежать оши­бок и необходимости менять утвержденную тему.

Таким образом, выбор темы — это серьезный аналитический труд. Четко определенное направление исследования и грамотно сформули­рованная тема лежат в основе качественного и актуального труда.

При выборе темы выпускной квалификационной работы целесо­образно руководствоваться следующими факторами: